Что делать, если в ПФР не учтен весь трудовой стаж?
Обычному человеку очень трудно самому посчитать размер своей пенсии. Какую роль в назначении пенсии играет трудовой стаж? И что делать, если он «потерян»?
Перед тем как разобраться в хитросплетениях пенсионного законодательства, несколько слов о том, каким бывает стаж.
Какой стаж имеет значение для назначения пенсии?
В далекие 90-ые и начале 2000-х, выходя на пенсию, граждане подсчитывали свой общий трудовой стаж. Ведь от этого зависел размер назначаемой пенсии. Чем больше у человека общий трудовой стаж, тем более высокая будет у него оценка пенсионных прав и, соответственно, размер пенсии.
Но после 1 января 2002 г. в нашей стране случилась пенсионная реформа. В результате преобразований первостепенное значение стал иметь страховой стаж. Страховой стаж – это период времени, в течение которого работодатель перечислял страховые взносы на индивидуальный счет работника. То есть после 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет сумма, которую страхователь перечислил в ПФР.
Поэтому термин «общий трудовой стаж» после 1 января 2002 г. не используется. На размер пенсии не влияет количество отработанных лет.
Для некоторых категорий работников имеет значение так называемый специальный стаж. Благодаря ему, человек может досрочно уйти на пенсию. Это касается работников вредных производств, педагогов, врачей некоторых специальностей и т.п.
Как узнать свой трудовой стаж в ПФР?
Для назначения пенсии будущему пенсионеру необходимо иметь определенный трудовой стаж.
С 2028 года по общим правилам женщины смогут выйти на пенсию в возрасте 60 лет, а мужчины – в 65 лет. А до этого времени действует так называемый переходный период. Например, в 2022 году могут выйти на пенсию женщины в возрасте 57,5 лет, а мужчины – 62,5 лет.
Так, для выхода на пенсию в 2022 году необходимо иметь трудовой стаж – 13 лет, а в 2024 году – уже 15 лет.
Информацию о своем трудовом стаже можно получить:
-
сделав запрос на официальном сайте ПФР;
-
через портал госуслуг;
-
в отделении ПФР или МФЦ при личном приеме.
Наиболее удобным способом является создание запроса на портале госуслуг. Для этого во вкладке «Услуги» нужно выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета». Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) содержит информацию о трудовой деятельности человека и его пенсионных правах.
Благодаря выписке из ИЛС будущий пенсионер может найти ошибку в трудовом стаже.
Выписка ИЛС из ПФР приходит в считанные минуты.
На первой странице ИЛС указан стаж, учитываемый для целей назначения пенсии.
Далее в п.2.2 указывается общий стаж до 2002 года и приводятся периоды работы человека до 1 января 2002 года. И под общим трудовым стажем приводится таблица, где указывается период работы гражданина у каждого работодателя.
В стаж после 2002 года включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые работодатель перечислял страховые взносы. Если страховых взносов не было, то не будет засчитан и стаж.
Таким образом, в выписке ИЛС трудовая деятельность разбивается на следующие периоды:
-
до 2001 года включительно–о среднемесячной заработной плате, о периодах работы у конкретных работодателей;
-
с 2002 года – о сумме страховых взносов, а также продолжительности периодов работы.
Что делать будущему пенсионеру, если в ПФР «потерян» его трудовой стаж?
Заказав выписку, гражданин может увидеть, что какой-то период работы не отражен в ИЛС. Недостоверная информация может появиться по двум причинам. Первая – ошибка в программе ПФР.
Например, в 2019 году на сайтах разных региональных отделений ПФР возникали сообщения о проблемах с отражением стажа для расчета пенсии. У некоторых граждан исчез стаж работы за 2017-2018 гг. Сотрудники ПФР объясняли это техническим сбоем и обещали, что данные будут восстановлены.
Вторая ситуация – ошибки работодателя. Некоторые компании передают недостоверные данные в ПФР. Кроме того, работодатель может не в полном объеме перечислять взносы за работника в ПФР.
Особого внимания заслуживают и сведения о трудовом стаже, которые были до периода регистрации в системе обязательного страхования. Тогда, в течение ряда лет, с 2002-2005 гг. всеми территориальными отделениями ПФР проводилась компания по сбору информации о трудовом стаже работников по состоянию на 31.12.2001 г.
Но, как заявляют сотрудники ПФР, есть застрахованные лица, которые не представили данную информацию. А, значит, на ИЛС сведений о стаже работы, нет.
Если в такой ситуации оказался будущий пенсионер, то ему нужно обратиться в территориальное отделение ПФР и документально подтвердить «потерянные» периоды работы. Ведь до момента получения СНИЛС, сведения о трудовой деятельности подсчитывались на основании трудовой книжки.
В качестве подтверждающих документов могут быть:
-
трудовая книжка;
-
письменные трудовые договоры;
-
выписки из приказов приема на работу;
-
ведомости на выплату заработной платы.
Как показывает практика, если запись в трудовой книжке сделана с ошибками, сотрудники ПФР не засчитают их в страховой стаж. Тогда будущий пенсионер должен принести иные доказательства совей трудовой деятельности либо исправить запись в трудовой книжке у бывшего работодателя.
Подводим итоги
Для того чтобы не «потерять» свой стаж, будущие пенсионеры должны заказывать выписку из ИЛС. В случае недостоверных сведений – направить обращение через приемную на сайте ПФР. По регламенту ПФР должен направить ответ в течение 10 рабочих дней.