Абьюз на работе
На работе мы проводим большую часть дня, поэтому так важно наладить добрые отношения с коллегами. Но, увы, это не всегда получается. Нередко виновниками повышения градуса напряжения в офисе становятся опытные абьюзеры, т.е. люди, которые привыкли использовать критику и обвинения для достижения своих целей.
МОЖНО ЛИ УВОЛИТЬ СОТРУДНИКА ЗА СКЛОЧНЫЙ ХАРАКТЕР
Время от времени вспылить, проявить нетерпимость и раздражение может каждый. Такое поведение неприятно, но это еще не проблема. Однако когда подобное становится нормой, это должно насторожить и вызвать мысли о возможном абьюзе. При этом важно понимать, что абьюзером на работе может стать кто угодно: начальник или любой коллега, даже тот, что ниже по должности.
1. Абьюзер-начальник.
Ситуация с офисным абьюзом всегда неприятна, а если же в роли абьюзера выступает начальник, то все осложняется еще и характером взаимоотношений, зависимостью подчиненного от его решений и мнения.
Наиболее распространенные причины абьюзивного поведения со стороны начальника:
-
деспотичный характер, неуемное желание власти;
-
неуверенность в себе, страх, что знающий и грамотный сотрудник может его "подсидеть";
-
боязнь собственной ответственности и вышестоящего начальства, желание заранее найти "козла отпущения", на которого можно будет свалить все возможные ошибки в работе.
Признаки абьюза со стороны начальника:
-
тотальный контроль, недоверие;
-
постоянные обвинения и придирки по мелочам;
-
раздача заведомо невыполнимых или противоречивых заданий.
"Противоядие": работнику, которому не повезло с руководством, нужно быть предельно вежливым и внимательным. Желательно общаться с начальником преимущественно по электронной почте - так начальнику будет сложнее "докопаться" до подчиненного, обвинить его в нарушении сроков или неправильном понимании сути поставленной задачи. Если в компании это принято, неплохо было бы при переписке в копию ставить вышестоящее руководство начальника - другими словами, призывать в свидетели третьих лиц.
Постоянная необходимость "защищаться" вряд ли благотворно отразится на здоровье работника. Можно поставить себе какой-то срок - месяц, два, полгода. Если за это время ситуация не изменится, то она не изменится уже никогда, поэтому лучше подыскать себе новое место.
Пример: Михаил долго искал работу и очень обрадовался, когда наконец нашел. Первое время его почти не смущало, что начальница тотально его контролирует, придирается к каждому написанному им слову в документах, яростно критикует все его идеи, но потом преподносит их руководству как свои. Молодой человек думал, что ему необходим контроль, поскольку он еще не разобрался во всех тонкостях новой работы. Однако со временем подобное отношение стало его возмущать. Наконец, спустя полтора года, он уволился и только после этого случайно обнаружил в Интернете отзывы предыдущих работников, в разные годы занимавших покинутую им должность. Оказалось, начальница была одинаково недовольна всеми его предшественниками, и никто из них не задержался в ее отделе дольше 2 лет.
2. Абьюзер-коллега.
Как говорится, в любом стаде есть своя "паршивая овца". Так и в каждом коллективе отыщется свой абьюзер. Причем далеко не всегда это самый неприятный и резкий сотрудник в офисе. Им может оказаться даже милейший с виду человек, который, однако же, за спинами будет втихомолку стравливать людей, дергать их, как марионеток, за ниточки, заставляя действовать так, как ему удобно. Иногда такому офисному злодею удается настроить весь коллектив, включая начальника, против неугодного ему сотрудника.
Наиболее распространенные причины абьюзивного поведения со стороны коллеги:
-
неудовлетворенные карьерные амбиции;
-
дурной характер;
-
личная неприязнь.
Признаки абьюза со стороны коллеги:
-
сотрудник-жертва замечает постоянные колкие замечания в свой адрес, а также то, что у него всегда портится настроение после общения с определенным сотрудником;
-
откровенные подставы в работе, сплетни за спиной;
-
отношения с другими сотрудниками со временем тоже ухудшаются;
-
обесценивание абьюзером рабочих достижений жертвы или присваивание их себе.
"Противоядие": несмотря на все провокации, необходимо сохранять вежливый тон, спокойствие и доброжелательность в общении, поддерживать со всеми здоровые рабочие отношения, но не посвящать никого в подробности своей личной жизни, а также никогда не принимать участие в обсуждениях других сотрудников у них за спиной. Если ситуация зашла слишком далеко, можно попробовать прямо поговорить с обидчиком, выяснить, чего он добивается, причем сделать это в присутствии других сотрудников. Если не поможет, стоит посвятить в происходящее непосредственного начальника - даже если ему не удастся "разрулить" конфликт, по крайней мере, он будет в курсе, и у абьюзера останется меньше шансов настроить его против жертвы.
Пример: Галина пришла в новый коллектив и почти сразу обратила внимание на постоянный негатив в свой адрес со стороны одной из сотрудниц Елены. Через некоторое время Галина узнала, что, оказывается, до ее прихода Елена "метила" на ее должность, но ей отказали в переводе из-за недостатка опыта. Видимо, этим и объяснялось некрасивое поведение. Не зная, что еще предпринять, Галина пожаловалась на происходящее начальнику, и тот поспособствовал переводу Елены в другое подразделение на более высокую должность. Ситуация нормализовалась.
КАК ПОСТРОИТЬ КРЕПКИЕ ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ
Абьюзивные отношения на работе - это всегда морально тяжело, ведь "на кону" и самооценка, и карьера, и стабильная зарплата. С одной стороны, если работа полностью устраивает, то, конечно, стоит за нее побороться. С другой же стороны, никогда нельзя забывать о том, что новую работу найти реально, а вот нового здоровья уже не будет. Если абьюз на работе зашел слишком далеко, и у жертвы наблюдаются симптомы хронического стресса, лучше прислушаться к своему организму и найти другую компанию, где будут ценить и уважать.