Такие понятия как «проблемный», «недобросовестный» контрагент не содержатся ни в гражданском, ни в налоговом законодательствах. Вместе с тем, данные понятия используются в правоприменительной практике. Как проверить «недобросовестность» при выборе контрагента и зачем это нужно налогоплательщику?
В последнее время все чаще в судебных разбирательствах фигурируют понятия «отсутствие должной осмотрительности», «проблемные» контрагенты.
Напомним, что впервые понятия «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность» при выборе контрагентов были введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53. В этом же Постановлении были обозначены критерии недобросовестности.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. При этом налоговый орган должен собрать достоверные доказательства в подтверждение заявленных доводов о недобросовестности заявителя и направленности его умысла на получение необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 г. №А12-33971/2015).
КАКИЕ БЫВАЮТ КОНТРАГЕНТЫ?
Сразу отметим, что доводы налогоплательщиков о том, что действующее законодательство не обязывает их проводить проверку контрагентов, отклоняются судами, поскольку при осуществлении деятельности налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность. Как отмечают судьи, избрав в качестве контрагентов определенные организации, вступая с ними в правоотношения, налогоплательщик самостоятельно их выбрал и ему следовало проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагентов в сфере налоговых правоотношений (Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015, Уральского округа от 27.05.2016 г. №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А53-15222/2015).
Таким образом, на добросовестного налогоплательщика фактически перекладывается риск неисполнения его контрагентом налоговых обязательств.
Не осуществление мер по проверке контрагента, документов от его имени, является риском самого налогоплательщика, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015).
ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ
За 10 лет существования Постановления, споры вокруг того, каким способом налогоплательщик должен проявить осмотрительность в выборе контрагента, не утихают.
ПРОВЕРЯЕМ КОНТРАГЕНТА
Налогоплательщик должен не только запросить учредительные документы контрагентов, выписку из ЕГРЮЛ перед заключением сделок, но и оценить условия сделки, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента, риск неисполнения им обязательств, а также убедиться в том, что подписание документов от имени контрагента осуществляется полномочными представителями, сами документы содержат достоверные сведения.
Хотя в другом судебном споре, судьи сочли достаточными следующие действия налогоплательщика в проявлении должной осмотрительности в выборе контрагента:
- получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.
Как отметили судьи, указанные обстоятельства являются необходимыми и достаточными для подтверждения осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 г. №А63-7994/2015).
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА
С целью нивелирования налоговых рисков при выборе потенциального контрагента, налогоплательщику необходимо иметь минимальный пакет документов, касающихся правоспособности и деятельности проверяемого контрагента.
Перечень документов, который необходимо запросить у контрагента, отдельно рассмотрен в статье «Проверяем контрагента».
Тем более, что благодаря поправкам, внесенным Законом №134-ФЗ от 01.05.2016 г. в п.1 ст.102 НК РФ, с 1 июня 2016 г. такие сведения, как:
- среднесписочная численность работников компании за календарный год;
- уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
- суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности не являются налоговой тайной.
Указанная информация размещается на официальном сайте ФНС РФ в соответствующем разделе. На этом же сайте публикуется информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и участие в консолидируемых группах налогоплательщиков.
Так, в одном из дел суд обязал руководителя компании возместить убытки, причиненные в результате отношений с фирмами-«однодневками» (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).