Зачем нужна проверка контрагентов?

Такие понятия как «проблемный», «недобросовестный» контрагент не содержатся ни в гражданском, ни в налоговом законодательствах. Вместе с тем, данные понятия используются в правоприменительной практике. Как проверить «недобросовестность» при выборе контрагента и зачем это нужно налогоплательщику?

В последнее время все чаще в судебных разбирательствах фигурируют понятия «отсутствие должной осмотрительности», «проблемные» контрагенты.

Напомним, что впервые понятия «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность» при выборе контрагентов были введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53. В этом же Постановлении были обозначены критерии недобросовестности.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. При этом налоговый орган должен собрать достоверные доказательства в подтверждение заявленных доводов о недобросовестности заявителя и направленности его умысла на получение необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 г. №А12-33971/2015).

КАКИЕ БЫВАЮТ КОНТРАГЕНТЫ?

Важно!
Не проявление должной осмотрительности в выборе контрагента зачастую становится причиной отказа в вычетах НДС и в учете налоговых расходов.

Сразу отметим, что доводы налогоплательщиков о том, что действующее законодательство не обязывает их проводить проверку контрагентов, отклоняются судами, поскольку при осуществлении деятельности налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность. Как отмечают судьи, избрав в качестве контрагентов определенные организации, вступая с ними в правоотношения, налогоплательщик самостоятельно их выбрал и ему следовало проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагентов в сфере налоговых правоотношений (Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015, Уральского округа от 27.05.2016 г. №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А53-15222/2015).

Таким образом, на добросовестного налогоплательщика фактически перекладывается риск неисполнения его контрагентом налоговых обязательств.

ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

Не осуществление мер по проверке контрагента, документов от его имени, является риском самого налогоплательщика, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015).

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

За 10 лет существования Постановления, споры вокруг того, каким способом налогоплательщик должен проявить осмотрительность в выборе контрагента, не утихают.

Как свидетельствует многочисленная судебная практика, суды при рассмотрении споров по-разному оценивают меры, принимаемые налогоплательщиком при проверке контрагента на стадии его выбора.

Важно!
Большинство судов склоняются к тому, что проверка лишь правоспособности контрагента не свидетельствует о том, что налогоплательщик проявил должную степень осмотрительности и осторожности при выборе поставщика (Постановление АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 г. №А66-11988/2015).

ПРОВЕРЯЕМ КОНТРАГЕНТА

Налогоплательщик должен не только запросить учредительные документы контрагентов, выписку из ЕГРЮЛ перед заключением сделок, но и оценить условия сделки, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента, риск неисполнения им обязательств, а также убедиться в том, что подписание документов от имени контрагента осуществляется полномочными представителями, сами документы содержат достоверные сведения.

Хотя в другом судебном споре, судьи сочли достаточными следующие действия налогоплательщика в проявлении должной осмотрительности в выборе контрагента:

  • получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Как отметили судьи, указанные обстоятельства являются необходимыми и достаточными для подтверждения осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 г. №А63-7994/2015). 

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

С целью нивелирования налоговых рисков при выборе потенциального контрагента, налогоплательщику необходимо иметь минимальный пакет документов, касающихся правоспособности и деятельности проверяемого контрагента.

Перечень документов, который необходимо запросить у контрагента, отдельно рассмотрен в статье «Проверяем контрагента».

Тем более, что благодаря поправкам, внесенным Законом №134-ФЗ от 01.05.2016 г. в п.1 ст.102 НК РФ, с 1 июня 2016 г. такие сведения, как:

  • среднесписочная численность работников компании за календарный год;
  • уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности не являются налоговой тайной.

Указанная информация размещается на официальном сайте ФНС РФ в соответствующем разделе. На этом же сайте публикуется информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и участие в консолидируемых группах налогоплательщиков.

Теперь налогоплательщику будет проще самостоятельно осуществить проверку благонадежности потенциального контрагента.

Важно!
Кроме налоговой и уголовной ответственности, участие в фирмах-«однодневках», может повлечь для директора компании гражданско-правовую ответственность, поскольку руководитель юридического лица должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). И именно руководитель компании несет ответственность за убытки, причиненные компании его виновными действиями.

Так, в одном из дел суд обязал руководителя компании возместить убытки, причиненные в результате отношений с фирмами-«однодневками» (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).