Государственная пошлина является федеральным сбором, размер и порядок взимания которого регулируется гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиком государственной пошлины при эмиссии ценных бумаг является эмитент - юридические лицо, обращающееся за совершением юридически значимых действий, перечисленных в ст. 333.33 НК РФ.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27.10.2008) представлено определение эмитента как юридического лица или органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
При государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. Также освобожден от уплаты государственной пошлины Банк России при эмиссии от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (пп. 4 и 5 п. 1 ст. 333.35 НК РФ; ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 27.10.2008).
В общем порядке государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. В то же время ФСФР России в Письме от 10.04.2008 N 08-ВМ-03/6834 считает возможным уплату государственной пошлины от имени юридического или физического лица его представителем. Графа "наименование плательщика" в расчетных (платежных) документах, подтверждающих факт уплаты государственной пошлины, должна содержать указание на то, что уплата государственной пошлины осуществляется от имени налогоплательщика и за счет его собственных денежных средств.
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Если платеж осуществляется в наличной форме, то подтверждающим документом служит квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Документы, подтверждающие оплату, представляются в ФСФР России в одном экземпляре (п. 2.6.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является главным администратором доходов федерального бюджета в части уплаты государственной пошлины участниками рынка ценных бумаг. Зачисление государственной пошлины при эмиссии ценных бумаг происходит по следующим КБК:
- 521 1 08 07040 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
- 521 1 08 07060 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации.
По вопросам уплаты государственной пошлины ФСФР России в Приказе от 14.08.2007 N 07-88/пз-н переадресует плательщиков к информационному письму, опубликованному на его официальном сайте https://www.fcsm.ru, в котором разъяснено, что уплата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий регистрирующим органом должна производиться по реквизитам ФСФР России, а если юридически значимые действия осуществляются территориальными органами регистрирующего органа, - по реквизитам соответствующих территориальных органов - региональных отделений ФСФР России.
Обязанность уплатить государственную пошлину возникает у эмитента на нескольких этапах эмиссии (см. таблицу).
N |
Пункт 1 ст. 19 Закона |
Подпункты 44, 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ |
|
Этап эмиссии |
Действие, связанное с |
Размер |
|
1 |
Принятие решения о |
Х |
Х |
2 |
Утверждение решения о |
Х |
Х |
3 |
Государственная |
Рассмотрение заявления о |
1 000 руб. |
Государственная |
0,2% номинальной |
||
Государственная |
10 000 руб. |
||
3.1 |
При составлении проспекта |
Рассмотрение заявления о |
1 000 руб. |
Регистрация проспекта |
10 000 руб. |
||
3.2 |
В случае если размещение и |
Рассмотрение заявления о |
1 000 руб. |
Выдача разрешения на |
10 000 руб. |
||
4 |
Размещение эмиссионных |
Х |
Х |
5 |
Государственная |
Рассмотрение заявления о |
1 000 руб. |
Государственная |
10 000 руб. |
||
5.1 |
В случае размещения акций |
Рассмотрение заявления о |
1 000 руб. |
--------------------------------
<*> В соответствии со ст. 16 Закона N 39-ФЗ разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается ФСФР России и может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
Государственную пошлину эмитент сможет учесть при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ или в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
В случае непредставления полного комплекта документов регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также в регистрации проспекта ценных бумаг (п. п. 2.4.16, 2.6.9, 11.9 Стандартов эмиссии).
Законодателем предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины простых организаций, а именно:
- эмиссия осуществляется в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней (пп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
- ценные бумаги выпускаются в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
Уплаченную пошлину можно вернуть (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ):
- если эмитент заплатил государственную пошлину в большем размере;
- если эмитент отказался от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу).
Заявление о возврате или зачете можно подать в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Зачет излишне уплаченной государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).
В Письме Минфина России от 09.02.2006 N 02-13-10/255 уточнено, что заявление о возврате направляется администратору поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины, значит, при эмиссии ценных бумаг - в ФСФР России.
"Финансовая газета", 2009, N 6
А.Талаш К. э. н., член Палаты налоговых консультантов, специалист финансового рынка (аттестат ФСФР России)