Внутренний аудит: как повысить его эффективность

Что представляет собой внутренний аудит и как он проходит? Какие меры помогут сделать внутренний аудит действительно эффективным? Какова оптимальная периодичность внутреннего аудита?

Мы поговорим о том, как компании организовать проверку ее бизнес-процессов. Если вы хотите узнать, как и с какой периодичностью проводить проверку, то это видео для вас!

Как понять, что «не все благополучно в Датском королевстве»? Для этого нужно провести внутренний аудит в компании. Это означает, что должны быть выявлены слабые места в процессах компании, которые сдерживают ее развитие и получение прибыли.

Внутренний аудит можно провести силами своих сотрудников либо нанять сторонних специалистов. 

Какие бывают виды внутреннего аудита?

В зависимости от цели проведения проверки, выделяют несколько разновидностей аудита. Например, финансовый аудит призван оценить достоверность составления бухгалтерской отчетности, а также оценить эффективность использования денег в компании.

Популярным видом внутреннего аудита является операционный. Его цель - контроль за соблюдением бизнес-процессов компании, продуктивности работы подразделений или отделов компании.

Зачем нужен внутренний аудит?

Первая задача внутреннего аудита – найти «узкие» места в компании, определить причины неэффективного использования имущества, найти потенциал роста компании.

Идеальным результатом проведения аудита является повышение результативности работы менеджмента компании.

Аудитор должен проконтролировать соблюдение основ корпоративного управления, оценить систему внутреннего контроля компании. Одной из задач внутреннего аудита является контроль за использованием имущества по целевому назначению.

На практике случается, что данный вид контроля находится в руках одного человека. Например, финансовый директор определяет надобность той или иной операции, связанной с приобретением актива, и он же осуществляет контроль за сохранностью имущества. Так, финансовый директор санкционировал приобретение ноутбука, далее он оформил заявку, нашел поставщика, проплатил деньги, получил основное средство. В бухгалтерию были переданы все «закрывающие» документы и отражены в регистрах учета.

А впоследствии ноутбук благополучно переместился к нему домой. Инвентаризация имущества входит в компетенцию финансового директора и проводилась на бумаге.

Еще один пример злоупотребления своими правами - продажа основного средства по цене намного ниже рыночной аффилированным лицам.

Эти случаи демонстрируют недостаток эффективности системы внутреннего контроля, когда в ведении одного лица сосредоточен весь блок операций, связанный с оборотом имущества.

На некоторых предприятиях отсутствует четкая организационная структура, в которой разделены границы ответственности: кто на каком этапе за что отвечает, и как контролируются процессы.

Организация и работа системы внутреннего контроля – сложный и «живой» организм компании, который охватывает все ее подразделения и в конечном итоге, работу каждого сотрудника компании.

И благодаря работе внутреннего аудитора система внутреннего контроля корректируется и дополняется.

Кем проводится внутренний аудит?

Одним из условий для результативного проведения аудита является независимость и неподкупность лиц, которые его проводят.

Немаловажным фактором является профессионализм и «незамылинность» взгляда. Нежелательно, чтобы в проведении аудита участвовали работники бухгалтерии, которые и составляют отчетность.

Ни в одном регламентирующем документе нет указаний на то, кто должен участвовать во внутренней проверке. Минфином даны лишь общие рекомендации: для проведения аудита может быть сформирована группа из компетентных сотрудников либо создано подразделение, на постоянной основе проводящее аудит. В последнем случае речь идет о крупных предприятиях.

Внутренний аудит можно проводить силами сторонних специалистов, например, нанять аудиторскую компанию, обладающую богатым опытом в выполнении таких заданий.

Как проводится внутренний аудит?

Любая проверка начинается с составления программы или плана аудита. Объектами проверки могут быть отдельные бизнес-процессы компании. Например, аудит может проводиться в части снабженческого цикла компании. Блок проверки охватывает процессы от закупки ТМЦ до использования в производстве.

Частоту проведения аудита устанавливает руководитель компании. Все зависит от потребностей компании и масштабов деятельности. Например, оптимальной частотой является проведение аудита 1 раз в квартал. Такая проверка приурочена к составлению отчетности.

АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги
Однако если в компании грядут организационные изменения, возникают новые операции, то целесообразно проводить аудит чаще, чем 1 раз в квартал.

В небольших компаниях аудит проводят по мере надобности.

Заканчивается аудит составлением отчета руководителю с перечнем мероприятий по устранению недостатков.

Какие меры помогут сделать внутренний аудит действительно эффективным?

Оптимальным решением для компании, в которой не создан специальный отдел аудита, может быть привлечение аудиторов со стороны. Внешнему аудитору, имеющему за плечами опыт проверки множества компаний, проще выявить негативные факторы в учете компании.

Если аудит проводят сотрудники компании, необходимо, чтобы результаты проверки напрямую докладывались руководителю. В этой ситуации недопустим конфликт внутри компании между заинтересованными работниками. Бывает, что после проведенной проверки с аудитором перестают общаться сотрудники бухгалтерии и возникают внутренние конфликты.

Современные средства цифровизации позволят сделать аудит эффективным. Невозможно ручным управлением добиться слаженности работы всех подразделений компании. Как правило, внутренний аудитор работает в тесной «связке» с программистом компании.

Внутренний аудитор превентивно должен участвовать в автоматизации проблемных участков учета компании, чтобы исключить системные ошибки и недочеты в бухгалтерском учете.

Главное, чтобы работа внутреннего аудитора не была только для «галочки».

Если вам необходимо провести аудит, то обращайтесь в компанию «РосКо».

Наши специалисты знакомы с различными направлениями бизнеса и обладают достаточной квалификацией для проведения всеобъемлющего анализа и предоставления рекомендаций с учетом
специфики и нюансов конкретного вида деятельности.