Виды инвентаризации

Какие различают виды инвентаризаций? 

Требование о проведении инвентаризации имущества содержится в следующих документах:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н;

  • Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, утв.приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее по тексту - Методические указания).

Исходя из нормативных документов, регламентирующих проведение инвентаризации, выделим основные виды инвентаризации:

  • по основанию их проведения – обязательная или добровольная;

  • по периодичности проведения – плановая или внеплановая (внезапная);

  • по степени охвата – сплошная (полная) или выборочная (частичная);

  • по способу проведения – документальная и натуральная.

Обязательная или необязательная (добровольная) инвентаризация

 Обязательная информация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Перечень случаев, когда инвентаризация имущества является обязательной, приведен в п.1.5 Методических указаний:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

  • в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация
Например, в г.Челябинске при падении метеорита были разрушены многие производственные и офисные здания. Данное событие вызвано техногенными факторами и влечет за собой обязательную инвентаризацию имущества.

  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

Необязательная (добровольная) инвентаризация проводится по инициативе компании. Руководитель может назначить в любое время необязательную по закону проверку имущества на определенных центральных складах, «кладовок» цехов и т.п. В этом случае руководитель сам определяет дату ее проведения и сроки в соответствующем приказе (распоряжении).

В приказе руководителя также указывается вид проведения внеплановой инвентаризации. Так, материалы могут проверяться как сплошным, так и выборочным методом. 

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

Плановая и внеплановая (внезапная) инвентаризация

Как говорит само название, плановая инвентаризация проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки. Причем плановой может быть и необязательная инвентаризация, но ее проведение запланировано заранее.

Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя организации внезапно, с целью дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества.  

Важно!
Внеплановые проверки могут осуществляться в отношении определенного склада, конкретной номенклатуры ценностей и т.п. Сроки таких проверок не должны быть заранее известны материально ответственным лицам. 

Сплошная (полная) и выборочная (частичная) инвентаризация

При проведении сплошнойпроверки инвентаризируется все имущество и обязательствакомпании, а частичная (выборочная) инвентаризация может касаться только имущества либо определенного вида имущества.

Например, проверкой могут быть охвачены только основные средства и нематериальные активы.Перечень инвентаризируемого имущества определяет руководитель компании.

После проведения выборочной проверки при наличии расхождений, руководитель, как правило, назначает сплошную инвентаризацию. 

Документальная и натуральная инвентаризация

Натуральная инвентаризация подразумевает зрительное наблюдение. Количество проверяемых ценностей определяется путем подсчета, взвешивания, обмера.

Члены инвентаризационной комиссии подсчитывают, взвешивают, измеряют имущество.

При осуществлении документальной проверки такой возможности нет.

Например, при проверке расчетов с бюджетом сверяется бухгалтерский остаток по 68 и 69 счетам на определенную дату с актами сверки налоговой инспекции в разрезе каждого налога и вида бюджета. Данный вид инвентаризации подразумевает документальную проверку.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.