Усилен контроль за финансовыми операциями физических и юридических лиц

С 30.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ от 28.06.2013 г.  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Данным Федеральным законом, в частности, были внесены соответствующие поправки в некоторые положения Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», а также в некоторые положения Налогового кодекса РФ.

Эти поправки позволяют усилить контроль со стороны государственных органов за движением денежных средств физических и юридических лиц в целях предотвращения незаконных финансовых операций.

Так, согласно поправкам, внесенным в подп. 5 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» кредитные организации  будут обязаны предоставлять сведения о движении денежных средств по счетам (вкладам) своих клиентов.

Поправками установлено, что сведения будут предоставляться только на основании соответствующего письменного запроса Росфинмониторинга.

Порядок направления такого запроса и истребования необходимых сведений установлен в Положении о предоставлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ № 245 от 17.04.2002 г.

В данном нормативном акте указано, что целью истребования сведений является проверка достоверности информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Росфинмониторингом может быть истребована дополнительная информация об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные копии документов), информация о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов.

В обязанности кредитной организации при этом входит представлять достаточно объемный перечень не только сведений, но и документов, таких как:

  • заверенные копии гражданско-правовых договоров;
  • заверенные копии паспортов сделок;
  • ведомости банковского контроля;
  • справки о подтверждающих документах;
  • заверенные копии карточек с образцами подписей и оттисками печатей;
  • выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиентов, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности;
  • сведения о входящем остатке по счетам клиентов по состоянию на дату, указанную в запросе;
  • сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе;
  • сведения обо всех операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;
  • копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;
  • копии анкет (досье) клиентов банка;
  • копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности - копия такой доверенности);
  • сведения об операциях клиентов с векселями и о гражданско-правовых договорах клиентов, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Важной оговоркой Закона является то, что Росфинмониторинг не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу этого Закона. Исключение составляют только документы и информация, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Непредставление указанных сведений грозит кредитной организации наложением административного штрафа по ст. 15.27. КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, в целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены также полномочия налоговых органов путем внесения соответствующих поправок в ст. 86 Налогового кодекса РФ. Эти поправки вступают в силу с 1 июля 2014 г.

С этой даты вводится обязанность банков по запросу налоговой инспекции выдавать справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) как организаций и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, не предпринимателей. Также банком будут выдаваться справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств  (п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, с этой же даты, на основании новой редакции п.2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банк должен будет предоставлять в налоговую инспекцию справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действующей в настоящее время, инспекция вправе запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные сведения могут быть запрошены в банке в отношении организации, индивидуального предпринимателя, физического лица – не предпринимателя в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В случае выявления незаконных финансовых операций виновным в зависимости от вида нарушения и степени его тяжести грозит ответственность, установленная не только административным, но и уголовным законодательством России.