Торговые сборы с бизнеса: новый закон

Услуги по теме
Восстановление учета
от 9 000 руб./квартал

В Налоговый кодекс РФ внесены очередные изменения: принят Федеральный закон № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 382-ФЗ). Изменения затронули различные налоги,  так ранее НДФЛ не облагались доходы от продажи недвижимости, которая находилась в собственности 3 года и более, сейчас же данный срок применяется при соблюдении одного из 3 условий:

  •  право собственности оформлено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника;

  •  имущество получено по приватизации;

  •  недвижимость передана по договору ренты. В остальных случаях минимальный срок владения объектом для освобождения от НДФЛ составляет 5 лет.

Дополнительно введен понижающий коэффициент 0,7 к кадастровой стоимости недвижимости, если доходы от ее продажи меньше, чем кадастровая стоимость по состоянию на 1  января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, умноженная на 0,7. Однако положение не применяется, если кадастровая стоимость на указанную дату не определена.

Теперь НДФЛ не уплачивается с благотворительной помощи, получаемой от всех организаций (а не только от некоммерческих, как ранее) детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на 1 члена не превышают прожиточного минимума.

Часть поправок касается НДС и налога на прибыль

Закон № 382-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца с даты его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Среди внесенных Законом № 382-ФЗ изменений, нас больше всего интересует введение торгового сбора.

Торговый сбор это новый вид местных отчислений, который устанавливается главой 33 НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) торговый сбор устанавливается НК РФ и законами этих субъектов (ст. 410 НК РФ). Как и в отношении других местных налогов, законами муниципальных образований устанавливается ставка сбора, льготы, основания и порядок их применения. Отметим, что могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п.6 ст. 415 НК РФ).

На территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя торговый сбор может быть введен  не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав указанных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (ст. 4 Закона № 382-ФЗ).

Категории плательщиков сбора установлены статьей 411 НК РФ, ими являются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности. 

Общим видом такой деятельности является торговля (розничная, мелкооптовая, оптовая), к которой в целях установления торгового сбора относятся:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

  •  торговля через объекты нестационарной торговой сети;

  •  торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

  •  торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, а также деятельность по организации розничных рынков (ст. 413 НК РФ).

Более конкретные виды деятельности, которые подлежат обложению торговым сбором, будут установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований и городами федерального значения.

От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики ЕСХН. Данное исключение из плательщиков торгового сбора объясняется тем, что целью введения главы 33 «Торговый сбор» является обеспечение постоянного и равномерного поступления денежных средств в соответствующий бюджет. В настоящее время у налогоплательщиков, применяющих общую или упрощенную системы налогообложения существуют механизмы регулирования налоговой нагрузки, те же, кто применяет патентную систему налогообложения, обязаны регулярно производить отчисления в определенном размере, таким образом, с вступлением главы 33 в силу, у предпринимателей фактически не останется выбора, если не выбираешь патент, значит платишь торговый сбор, то есть в любом случае отчисления в бюджет производятся.

Объектом обложения сбором является движимое или недвижимое имущество, то есть здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых, хотя бы раз в квартал (период обложения сбором (ст. 414 НК РФ)) плательщик осуществляет необходимый вид деятельности. Причем, датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования объекта осуществления торговли, а датой прекращения объекта обложения сбором является дата прекращения использования данного объекта  (ст. 412 НК РФ).

Использование любой системы налогообложения или уплаты сбора требует учета плательщиков.

В рассматриваемом нами вопросе применяется уведомительный порядок постановки на учет. То есть постановка или снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора осуществляются на основании соответствующего уведомления, который плательщик представляет в налоговый орган не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором, либо если по какой-то причине он этого не сделал, постановка на учет осуществляется на основании информации, передаваемой уполномоченным органом (п.2 ст. 418 НК РФ).

Постановка на учет производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества (если предпринимательская деятельность осуществляется с использованием этого объекта недвижимости) или по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в иных случаях. Если торговая деятельность ведется с использованием нескольких объектов обложения сборов, находящихся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (ст. 416 НК РФ).

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Также плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения. Форма уведомлений на сегодняшний день не разработана. Известно, что оно будет представлять собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. В уведомлении будет указываться информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Датой снятия с учета является дата прекращения осуществления вида деятельности, указанная в уведомлении.

Как же уплачивать торговый сбор? Сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно по формуле: торговый сбор = произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Рассчитывается для каждого объекта обложения сбором начиная с периода, в котором этот объект начал использоваться и уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

В случае выявления объектов обложения уполномоченным органом и передачи информации о факте обнаружения в налоговый орган, последний направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. Причем, указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом (ст. 417 НК РФ).

Что касается ставки сбора, то ее установление относится к компетенции муниципальных образований (городов федерального значения). Ставка устанавливается в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца (п.1 ст. 415 НК РФ).

Например

Стоимость патента по розничной торговле в Москве составляет 6% от максимально возможного 2 миллиона рублей (ст.1 Закон г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения) на один обособленный объект торговли. То есть сумма налога составляет 120 000 рублей в год или 30 000 рублей в квартал. Таким образом, сумма торгового сбора для организаций или ИП с объектами обложения площадью менее 50 кв. м, не может превышать 30 000 рублей в квартал (период обложения).

Если площадь помещения (объекта) 50 кв. м и более, то ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади и не может превышать сумму сборов для предприятий торговли с площадью зала менее 50 кв. м, то есть 30 000 рублей в квартал. Итого: 30 000 рублей в квартал / 50 кв.м = 600 рублей за кв.м. площади в квартал (максимально).

Что касается розничных рынков, то ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей за 1 кв.м площади розничного рынка в год. Ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Следует отметить, что полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором, а также осуществлению сбора, обработке и передаче налоговым органам сведений будут наделяться органы местного самоуправления.

При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме и в порядке, который будет определен уполномоченным органом по контролю и надзору в области налогов и сборов. В этом случае, в адрес налогоплательщика в течение пяти дней с даты направления информации в налоговый орган, будет направлено уведомление о направлении информации в налоговый орган с приложением соответствующего акта, который может быть обжалован.

Обращаем Ваше внимание, что осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе и влечет за собой наложение взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (п.2 ст. 116 НК РФ).