Сведения о среднесписочной численности работников: порядок предоставления

Услуги по теме
Приглашения для иностранцев в РФ
от 20 000 руб
Бухгалтерский аутсорсинг "под ключ"
от 8 000 руб/мес
Восстановление учета
от 9 000 руб./квартал
Due Diligence
от 70 000 руб.
Аудиторская проверка
от 70 000 руб.
Юридические консультации
от 3 000 руб/час
Налоговые споры
2 000 руб/час
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес
Ликвидация компании
от 45 000 руб.
Аккредитация представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 руб.
Закрытие представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 р.
Внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ
от 7 500 руб.
Регистрация ломбарда
от 20 500 руб.
Реорганизация бизнеса
от 35 000 руб.
Разрешение на работу для ВКС
от 50 000 руб.
Рабочая виза в РФ
от 50 000 руб.
Уведомление о приеме (увольнении) на работу иностранных сотрудников
от 3 000 руб.
Квота на иностранных сотрудников
определяются индивидуально
Трудовые споры
от 2 000 руб/час
Открытие бизнеса (ООО, АО, ИП)
от 4 500 руб.
Открытие банковского счета
75 000 руб.
Смена участников ООО
от 15 000 руб.
Допуск СРО
25 000 руб.
Получение лицензии ЧОП
от 20 000 руб.
Разблокировка счета
5 000 руб.
Судебное взыскание долгов
от 80 000 руб.
Открытие НКО (некоммерческой организации
от 25 000 руб.
Закрытие ИП
от 5 000 руб.
Образовательная лицензия
85 000 руб.
Регистрация МФО
от 30 500 руб.
Юрист по договорам
2 000 руб./час
Бухгалтерские консультации
от 3 000 руб./час
Подбор персонала
от 25 000 руб.
Проведение инвентаризации
от 50 000 руб.
Проверка контрагента
от 3 000 руб.
Ликвидация НКО
от 75 000 руб.
Разрешение на работу в РФ
от 60 000 руб.
Нулевая отчетность
от 3 000 руб.
Налоговые консультации
от 3 000 руб./час
Деловая виза в РФ
от 20 000 руб.
Абонентское юридическое обслуживание
от 15 000 руб./мес.
Юридический арбитраж
от 75 000 руб.
Юрист по банкротству
от 30 000 руб.
Медицинский юрист
от 5 000 руб.

Наступил новый 2014 год, а это значит, что для нас с вами начался очередной налоговый период, но о предыдущем налоговом мы сможем «забыть» только после сдачи необходимой отчетности. В настоящей статье речь пойдет о таком отчете как «Сведения о среднесписочной численности работников». Обязанность по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников установлена п.3 ст. 80 НК РФ, согласно которой Сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года. 

Указанные сведения предоставляются по форме, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации. 

Форма Сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 29 марта 2007г. N ММ-3-25/174@ "Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год". Рекомендации по порядку заполнения этой формы приведены в приложении к Письму ФНС от 26.04.2007г. N ЧД-6-25/353@ "О рекомендациях по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год". Юридические лица предоставляют формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. Указанные формы предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. При наличии у юридического лица обособленных подразделений, необходимые формы заполняются по каждому обособленному подразделению, и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Если у юридического лица есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и ведущие учет выручки от продажи товаров (услуг) необходимая настоящая форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу с исключением данных таких обособленных подразделений.

Напомним, что обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах, более одного месяца.

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации (уставе), и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. 

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

В том случае, если по каким-либо причинам сведения предоставить не удалось, то считается, что было совершено налоговое правонарушение, выразившееся в непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (ст. 126 НК РФ), в тоже время к административной ответственности могут быть привлечены и должностные лица организации, что выражается в наложении штрафа согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.

Сведения о среднесписочной численности работников предоставляются не только в налоговые органы, но и в органы статистики. Обращаем ваше внимание, что ПриказФедеральной службы государственной статистики от 24.10.2011г. N 435"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", NП-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", который устанавливал формы для сдачи отчетности, а также порядок ее предоставления, Приказом Росстата от 28.10.2013г. N 428 признан утратившим силу с 01 января 2014г. Этим же приказом (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 октября 2013г. N 428"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации") утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения.

Отметим, что общий порядок заполнения форм не изменился. 

Форму федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех видов экономической деятельности и форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства).

За нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 13.19 КоАП РФ).

Возвращаясь к порядку предоставления сведений о среднесписочной численности работников, скажем, что срок подачи отчета до 20 января текущего года установлен для организаций, которые работают уже некоторое время, если же организация вновь создана или возникла в результате реорганизации, то срок для подачи сведений установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была создана (реорганизована). Приказ ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 содержит примечание, о том что для вновь созданных организаций среднесписочная численность отражается по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана, но какие-либо иные официальные комментарии, подробно поясняющие порядок определения своей численности вновь созданными организациями на настоящее время отсутствуют.

Установление срока подачи сведений таким образом объясняется тем, что данная информация необходима для предоставления организациям налоговых льгот или возможности применения ими пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды. Что же зависит от количества работников той или иной организации?

 Приведем некоторые примеры:

  • возможность применения упрощенной системы налогообложения (пп.15 ст. 346.12 НК РФ);
  • перевод на уплату ЕНВД в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (пп.1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);
  • установление квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ )
  • составление справки - подтверждения основного вида экономической деятельности, представляемой в территориальные органы ФСС России по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006г. N 55 и т.д.

Действующее законодательство не предусматривает определения времени, когда организация не осуществляла деятельности, предполагается, что если организация существует - она осуществляет какую-то деятельность. Допускается лишь существование периодов, когда организация не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на ее счетах в банках (в кассе организации), в результате чего не возникает соответствующих (и/или иных) объектов налогообложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
Таким образом, период деятельности организации следует отсчитывать от даты ее государственной регистрации. 

Каких-либо исключений в порядке представления сведений о численности работников в зависимости от осуществления хозяйственных операций п. 3 ст. 80 НК РФ при этом не делает. Тоже правило распространяется и на вновь созданные организации, обязанность подачи сведений о среднесписочной численности работников не зависит от того, осуществлялись ли хозяйственные операции в этот период или нет.

Если организация отработала неполный календарный год или имеет сезонный характер работ, такие компании рассчитывают среднесписочную численность по общим правилам.

Сведения о среднесписочной численности работников обязаны предоставлять все организации независимо от фактической численности работников, в том числе, имеющие численность ноль человек. От количества работников организации зависит способ подачи налоговых декларация и расчетов (в бумажном или электронном виде). Так, пункт 3 ст. 80 НК РФ устанавливает, что налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если среднесписочная численность работников налогоплательщика за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек. Аналогичные нормы содержит Закон № 212-ФЗ, нормы которого устанавливают обязанность представления расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды в электронном виде, если среднесписочная численность физических лиц организации, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек (п.10 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009г. N 212-ФЗ"О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС"). Ранее, до 2010 года, такая обязанность устанавливалась в отношении организаций, где численность физических лиц превышала 100 человек.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

Также в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (п.79 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г. N 428).

Между организацией-работодателем и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, поэтому на практике часто возникает вопрос, включаются ли в среднесписочную численность работников для целей налогообложения сотрудники, работающие по договора гражданско-правого характера (например, договор возмездного оказания услуг, подряда)? Ответим, что лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, не входят в среднесписочную численность работников организации, однако включаются в среднюю численность (пп. б п. 80 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г. N 428). 

ОПАСНЫЕ РАСХОДЫ «УПРОЩЕНЦЕВ» (УСН: ДОХОДЫ - РАСХОДЫ)

Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Тоже относится и к работникам, которые являются внешними совместителями. Они также не включаются в среднесписочную численность - учет внешних совместителей ведется отдельно (п. 80 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г.№ 428). Если же работник является внутренним совместителем и получает в одной организации две, полторы или менее одной ставки, то он учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица). При этом внутренний совместитель учитывается один раз по месту основной работы, а в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству.

В заключении скажем, что подать сведения о среднесписочной численности работников, может любое должностное лицо, уполномоченное руководителем предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.