Не будем касаться прямого мошенничества – тут фантазия злоумышленников безгранична, и можно посоветовать лишь не ввязываться в сомнительные сделки, даже если они кажутся ОЧЕНЬ выгодными. Заметим лишь, что и законным образом можно нажиться на неосторожном партнере, если пренебречь такой полезной услугой, как сопровождение сделки купли-продажи.
СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Кто принимал товар?
Стороны «как бы» обо всем договорились, и через какое-то время покупатель перестал платить. Продавец отправился в суд, требуя взыскать долг плюс пени по договору поставки. И тут «выяснилось», договор требует, что приемка считается состоявшейся при наличии подписи, заверенной печатью общества (или же при наличии доверенности на подписанта). А товар принимали те, кто в данный момент присутствовал в магазине, а кто именно – великая тайна (ни расшифрованных подписей, ни доверенностей). Итог закономерный: изначальное требование (на сумму более миллиона) удовлетворено в части... 58 тыс. Именно эта сумма была доказана корректно оформленными накладными.
Часто, получив товар, покупатель начинает ссылаться на то, что:
- доверенность «липовая»;
- сделка заключена неуполномоченным лицом;
- уполномоченный превысил полномочия;
- последующего одобрения не было, и т.п.
В итоге продавец лишается львиной доли того, на что вправе был рассчитывать.
Покупатель тянет с оплатой
Казалось бы, очевидно, что оплату товара надо производить сразу же по получении. Закон говорит о том, что оплата может быть произведена до или сразу после передачи товара (если об ином не договорились сами стороны или не говорит закон). И как часто покупатель тянет с оплатой, ссылаясь на разного рода крайние обстоятельства, переносит «крайние» сроки оплаты – а когда, наконец, соизволит оплатить, продавец и не вспоминает о том, что, вообще-то, вправе потребовать дополнительно неустойку. Впрочем, тут есть еще один риск: суд может счесть, что размер неустойки слишком велик.
Так, договором было установлено, что за просрочку поставщику должно быть выплачено по 0,3% от неоплаченного за каждый просроченный день. Поставщик требовал в суде неустойку в 2, 6 млн, но суд применил ст. 333 ГК и «срезал» пени за просрочку почти в полтора года до 869 тыс. Между тем дело можно было бы разрешить без суда, по итогам правильной претензионной работы, немедленно после просрочки.
Неверная фиксация дефектов товара
Теперь посмотрим с другой стороны: поставленный товар оказался с дефектом – но этого недостаточно для того, чтобы потребовать сатисфакции. Обязательно требуется соблюсти порядок документальной фиксации данного факта, не говоря уже о претензионном порядке, иначе суд может счесть, что вы как покупатель отказались принимать вполне качественный товар. Так, фирма-покупатель обратилась с претензией к продавцу относительно поставки некачественного оборудования (причем причиной выхода из строя оборудования, как показала экспертиза, было несоблюдение продавцом условий хранения). Дело дошло до суда, и нежданно выяснилось, что ни акт о выявленных дефектах оборудования, ни заключение эксперта не являются доказательствами скрытых недостатков, поскольку нарушен согласованный в договоре порядок приемки оборудования.
И, к тому же, истец сам виноват, поскольку:
- нарушил договор, не уведомив поставщика о выявленных дефектах;
- лишил поставщика возможности принять участие в составлении акта;
- безосновательно, в одностороннем порядке составил данный акт.
Итог – отказ в иске в связи с недоказанностью несоответствия качества договорным условиям.
Споры по поводу упаковки
Приобретается импортный товар для реализации населению, потом начинаются претензии – сначала потребителей, потом Роспотребнадзора, а потом разгневанный покупатель предъявляют свои претензии поставщику: почему товар в упаковке без маркировки на родном языке?! По-человечески понять покупателя можно: что делать с оставшимся товаром? И кто возместит стоимость той части, которую наверняка уже конфисковал Роспотребнадзор? И кто оплатит штрафы, которые пришлось выложить в связи с нарушением прав потребителей? Правильный ответ: уж точно не продавец. Вы, как покупатель, приняли товары без замечаний? Что ж, вы сделали это на свой риск. Более того, если продавец вправе потребовать забрать товар со своего склада и полностью его оплатить.
В ответе за недогруз
В пункте «А» погружено N-ое количество товара, до пункта «Б» доехало куда меньше. Несомненно, в недостаче (равно как и в гибели) может быть виноват как продавец, так и покупатель. Но еще ВАС России указал: продавец будет отвечать за недостачу лишь тогда, когда есть бесспорные свидетельства того, что недостача возникла по причине его противоправной деятельности.
Так что частичная утрата приобретенного при перемещении (транспортировки) есть риск его покупателя (собственника) – если только нет убедительных доказательств причинно-следственной связи между недостачей и действиями поставщика.
Почему необходимо обратиться к юристу
Все вышеописанное – не более чем частные случаи рисков, с которыми могут столкнуться и продавцы, и покупатели по операциям купли-продажи. Иными словами, их куда больше. Мы специально не затрагивали вопросы, связанные с признанием сделок недействительными, ничтожными, притворными, не описывали все инструменты, которыми оперируют недобросовестные «бизнесмены», получая товар и не оплачивая его, или же тянули с оплатой, организовывая себе неплохой коммерческий кредит.
И потом, далеко не всегда злоупотребления связаны с прямым намерением нарушить закон или причинить вред контрагенту: причины могут крыться в банальной неосведомленности и недопонимании.
Сопровождение сделок профессиональными юристами позволит оценить условия сделки, предлагаемые проекты, благонадежность контрагента, корректность предлагаемой операции – в общем, все, чтобы подписанный договор в итоге пошел на пользу обоим сторонам.