С какой целью проводится реорганизация предприятий, компаний, банков? Какие налоговые риски может таить реорганизация организаций? И стоит ли «овчинка выделки»?
Причин реорганизации предприятий, компаний, банков может быть несколько. Среди них: упрощение финансирования в рамках взаимосвязанных компаний, сокращение документооборота, экономия на накладных расходах и, конечно же, оптимизация налогообложения.
Реорганизация компании
Вкратце обозначим формы реорганизации предприятий, компаний и банков. Реорганизация любого юридического лица может проводиться путем: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Но при реорганизации компании нужно учитывать ее специфику. Например, при реорганизации религиозных организаций нужно учитывать запрет на преобразование в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. То есть, религиозная организация не может быть преобразована в ООО, АО, АНО и т.д. (ст.13.1 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Как уже было отмечено, одной из целей предстоящей реорганизации, является экономия на налогах.
В какой форме выгоднее провести реорганизацию?
Все зависит от структуры бизнеса, от желания участников сохранить или ликвидировать действующие компании. Например, при разделении компания совсем прекратит существование, а при выделении – продолжит.
Если у реорганизуемых компаний имеются убытки, то при реорганизации в форме присоединения компания – правопреемник имеет право покрывать убытки прошлых периодов присоединившихся компаний.
Но, чтобы исключить придирки налоговиков, нужно следовать определенным условиям.
Налоговые риски, связанные с реорганизацией предприятий, банков
Как говориться в пословице – «если ты что-нибудь делаешь – делай хорошо». Любую реорганизацию можно загубить на корню неграмотным ее проведением, ошибками в процедурах, некорректным составлением передаточного акта и т.п.
Например, заманчиво выглядит желание присоединить чужие убытки к своей компании. И закон это позволяет сделать. Тогда затевают процедуру присоединения убыточной компании к другой, у которой имеется прибыль. И все бы замечательно, но с 2020 года в НК РФ четко прописаны условия учета чужого убытка (п.5 ст.283 НК РФ).
Но и до этого много судебных баталий касалось необоснованного получения налоговой выгоды.
Так, компания ООО «Транзит», которая присоединялась к другой, имела остаток неперенесенного убытка по налогу на прибыль – 283 млн рублей.
После присоединения ООО «Транзит» активы компании-правопреемника возросли в результате искусственного увеличения дебиторской задолженности. Сама же компания ООО «Транзит» являлась убыточной организацией и не имела реальных оборотных активов, а дебиторка была создана искусственно через подконтрольные ею фирмы.
Итог оказался печальным. Компания, присоединившая к себе ООО «Транзит», пыталась доказать в суде, что налоговики не имеют права проверять документы за пределами 3-х годичной давности. Мол, это дела давно минувших лет. При этом компания «забыла» о том, что должна хранить документы в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.09.2019 г. №А43-24142/2018, Определением ВС РФ от 27.11.2019 г. №301-ЭС19-21842 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ).
Для того чтобы законно сэкономить налоги, нужно иметь деловую цель реорганизации и необходимые первичные документы.
Компании нужно заранее иметь прописанную в договоре присоединения или выделенную отдельным документом цель реорганизации. Например, реорганизация является частью процесса реального развития бизнеса с целью достижения наиболее эффективного использования активов сторон, повышения конкурентоспособности услуг, оказанных сторонами, рационального управления и сокращения издержек в интересах повышения прибыли и увеличения объемов оказываемых услуг.
В чем еще могут обвинить налоговики компании при реорганизации?
Для того чтобы без налоговых обязательств передать основное средство, проводится реорганизация в форме разделения.
Это все законно, ведь отчуждение имущества в результате реорганизации является самостоятельной формой выбытия имущества и не может признаваться ни реализацией имущества, ни его безвозмездной передачей. С этим постулатом никто не спорит и имущество передается на баланс другой компании. Так, ранее имущество в «старой» компании использовалось для выполнения антикоррозионных работ на объектах атомной станции и учитывалось в составе основных средств. Но в другой компании это же имущество вдруг переквалифицировалось в товар. А раз имущество поставлено на счет 41 «Товары», то вроде как и налогом на имущество его облагать не надо.
Но налоговики посчитали иначе и судьи поддержали их.
И, безусловно, хитом всех обвинений является дробление бизнеса ради получения необоснованной налоговой выгоды.
Дробление бизнеса – это реорганизация, в результате которой вместо одной компании появляются другие самостоятельные компании, чтобы по-прежнему получить поддержку от государства, платить пониженные налоги и остаться в реестре малых и средних предприятий.
Как и в других случаях реорганизации, компания должна доказать разумную цель разделения бизнеса.
Исходя из многообразия существующих форм реорганизации и различных сценариях ее проведения, невозможно дать универсальный совет компаниям, какой из вариантов лучше применить. Ведь, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Одна и та же проведенная форма реорганизации может привести к различным налоговым последствиям у компаний.