В отечественном правовом и бизнес-поле постепенно формируются предпосылки для полноценной защиты собственности в невещественной форме и извлечения из нее выгоды. Однако в случае с нематериальными ценностями, в частности, средствами уникализации и индивидуализации продуктов, особо важно грамотно обосновать права владения ими. На практике это означает, что товарные знаки, логотипы, брендирующую символику и обозначения (а именно о них идет речь) необходимо должным образом зарегистрировать в государственных органах. Это даст владельцам инструменты правовой защиты нематериального актива (НМА).
Регистрация прав на товарный знак:
- позволит успешно развивать бизнес, повышая узнаваемость, индивидуальность продукции, проводя рекламные акции;
- увеличит капитализацию и гудвилл предприятия за счет роста лояльности покупательской аудитории;
- даст возможность противостоять нарушителям и выпуску контрафактной продукции и получать компенсацию за ущерб в суде;
- расширит область получения прибыли за счет возможности предоставлять права на использование товарных знаков — за вознаграждение, по лицензионному договору.
Регистрация прав — способ ввести знак в правовое поле
Под товарными знаками в юридической практике понимают любые официально зарегистрированные обозначения, которые однозначно индивидуализируют товар или услугу, предоставляемую компанией. Всеми вопросами выдачи Свидетельств, согласно ФЗ №3520-I, ведает специализированный госорган — ФИПС. Федеральному институту промышленной собственности — подразделению Роспатента, главной федеральной исполнительной инстанции — поручены вопросы, связанные с «интеллектуальными» активами. Он находится в Москве, принимает заявки на регистрацию, рассматривает их и выдает подтверждающие документы. Регистрация прав на товарный знак:
- доступна физическим и юрлицам, индивидуальным предпринимателям, иностранным резидентам (через представителей);
- производится в отношении товаров/услуг, сгруппированных по международной классификации (МКТУ);
- возможна после подачи заявки (лично или по почте, факсу), должным образом оформленной и при отсутствии ранее поданных/зарегистрированных активов, идентичных или схожих до степени смешения с рассматриваемыми;
- подкрепляется официальным Свидетельством.
Процесс регистрации достаточно трудоемкий и длительный (но если прибегнуть к поддержке профессиональных представителей, его можно несколько ускорить). Условно его можно разделить на несколько этапов:
- предварительная оценка перспектив — достаточно ли оснований для оформления, признаков уникальности, степень охраноспособности;
- проверка сформированного товарного знака на наличие на рынке идентичных — это крайне желательно сделать очень тщательно, чтобы длительный процесс регистрации не прошел «впустую»;
- подача документов в Роспатент и их рассмотрение;
- ожидание результата и получение Свидетельства — или, при необходимости, оспаривание отказа, это юридически реализуемо.
Каждый этап имеет свои особенности. Регистрация прав на товарный знак — процедура, в которой важно соблюсти все формальности, только тогда она пройдет результативно.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Оценка перспектив: можно ли зарегистрировать знаки?
Первые два этапа — это предварительная работа «в команде» с дизайнерами и юристами, результатом которой станет готовое изображение (цветное или монохромное), логотипы и прочие обозначения, а также комплект описательной документации к ним. Необходимо учитывать, что, в соответствии с ГК РФ нельзя использовать в товарных знаках:
- государственную символику и элементы, принадлежащие к культурному наследию;
- обозначения, которые находятся во всеобщем употреблении и указывают на качественно-количественные свойства или привлекательность товаров;
- формулировки, которые могут стать причиной заблуждения потребителей относительно свойств товара;
- обозначения, не отвечающие моральным нормам, гуманности, общественным интересам и так далее.
Степень охраноспособности нужно всегда оценивать для конкретного товара — что хорошо для одного, может быть совершенно неприменимо для другого. Самостоятельно сориентироваться в хитросплетениях формулировок бывает сложно, и к экспертизе привлекают профессионалов. Также компетентный специалист понадобится для проверки на уникальность и наличие на рынке действующих аналогов. Тождественность с существующими обозначениями — однозначная причина отказа, регистрация прав на товарный знак в этом случае невозможна. Убедившись, что в правовом поле не существует сходных объектов, можно подавать заявку в ФИПС. Институт и сам проводит проверки, взимая вознаграждение по тарифам, — они дают возможность выявить сходные товарные знаки, которые находятся в процессе узаконивания.
ПРОВЕРКА ТОВАРНОГО ЗНАКА
Регистрация заявок в Роспатенте
После проверок нужно заполнить заявку, приложить к ней документацию, перечень которой оговорен в соответствующем официальном Приказе Роспатента, и отправить пакет в ФИМП. Необходимо строго придерживаться требований к оформлению всех бумаг, вплоть до приложений. В заявке должны быть указаны:
- заявление — нужно указать место жительства лица или субъекта-заявителя;
- полное описание заявляемого обозначения и его изображение;
- список товаров/услуг, в отношении которых будет действовать товарный знак (по классам МКТУ);
- документ, удостоверяющий внесение пошлин — за регистрацию и экспертизу, по количеству классов.
В процессе рассмотрения заявку допустимо изменять или уточнять. Далее Роспатент проводит формальную экспертизу поступившей документации, присваивает ей десятизначный номер и выносит решение. Если оно отрицательное, заявитель вправе подать возражение в Палату в течение трех месяцев. Если же прошение удовлетворено, производится регистрация прав на товарный знак и занесение обозначений в Реестр. Далее сведения публикуют в официальном ведомственном бюллетене — это делает сам исполнительный орган.
ОТЧУЖДЕНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА