Проведение инвентаризации имущества (II часть)

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации имущества.

Как проводится инвентаризация

Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества подробно прописаны в п.3 Методических указаний.

При проведении инвентаризации имущества осуществляется не только натуральная проверка остатков, но и документальная проверка. Так, перед началом проведения инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей, других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (п.3.1 Методических указаний).

А при фактическом проведении инвентаризации основных средств рабочая комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (п.3.2 Методических указаний).

В процессе проведения инвентаризации должны заполняться инвентаризационные описи.

Напомним, что начиная с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Закона №402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы (инвентаризационные описи утверждены  постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88н) либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.

Используемые формы инвентаризационных описей должны быть приведены в учетной политике организации.

Комиссия заносит в описи информацию о фактическом наличии имущества. Однако на практике, в большинстве случаев, инвентаризация проводится с точностью до наоборот. В инвентаризационную опись заранее вносятся данные бухгалтерского учета о наличии объектов и на основании этих данных заполняется уже фактическое наличие. Данный подход опасен тем, что инвентаризационная комиссия может не учесть объект основных средств, который не указан в учетных данных и фактически является излишком.

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. В том случае, если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

В описях нельзя оставлять незаполненные строки, поэтому на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 

Инвентаризационные описи подписывают все члены комиссии, а также материально ответственные лица.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета применяются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Результаты инвентаризации подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета и отчетности в месяце окончания инвентаризация, а в части годовой инвентаризации - учитываются в годовом бухгалтерском отчете.

Зачастую на предприятиях не на каждом объекте основного средства проставлен инвентарный номер, что затрудняет работу комиссии.

Важно!
Перед проведением инвентаризации ответственное лицо цеха (участка), передела должен нанести на все объекты основных средств инвентарные номера.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие правоустанавливающих документов.

При выявлении объектов основных средств:

  • не принятых на учет;
  • по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные либо указаны неправильные данные инвентаризационная комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Например, по зданиям – необходимо указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.

В том случае если инвентаризационной комиссией выявлены неучтенные объекты основных средств, то их оценка производится, исходя из рыночной стоимости с учетом износа. А износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. (п.3.4 Методических указаний).

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Важно!
Инвентаризации также подлежат арендованные основные средства либо находящиеся на ответственном хранении. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА