Проведение инвентаризации имущества (I часть)

Когда необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств? Какие сроки установлены для ее проведения? В данной статье рассмотрим порядок проведения инвентаризации имущества.

Основной целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества организации должна охватывать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

При этом инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Важно!
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Нормативные документы

Требование о проведении инвентаризации имущества содержится в следующих документах:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, утв.приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее по тексту - Методические указания).

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

Перечень ситуаций, при которых инвентаризация обязательна

Перечень случаев, когда инвентаризация имущества является обязательной, приведен в п.1.5 Методических указаний:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

Например, в г. Челябинске при падении метеорита в феврале 2013 г. были разрушены многие производственные и офисные здания. Данное событие вызвано техногенными факторами и влечет за собой обязательную инвентаризацию имущества.

-при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

Сроки проведения инвентаризации

Инвентаризация основных средств должна проводиться не реже 1 раза в три года, а библиотечных фондов - один раз в 5 лет. В организациях с большой номенклатурой основных средств, целесообразно проводить инвентаризацию чаще.

Важно!
Кроме запланированных обязательных инвентаризаций, организация может осуществлять и внеплановые (внезапные) инвентаризации имущества.

Частота проведения внезапных инвентаризаций зависит от смены материально ответственных лиц, роста сверхнормативных запасов материалов, увеличения неликвидов, при наличии фактов хищений, недостач и пр.

В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Нужно ли закрывать склад на время проведения инвентаризации?

Если для маленьких организаций не составляет труда закрыть склад на несколько часов, то крупные предприятия не могут остановить приемку-выдачу материалов. В этом случае товарно-материальные ценности, поступающие в процессе инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации. Поступившие товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись. Аналогичным образом осуществляется и отпуск материалов. 

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация

Образцы отдельных описей (на приход и на отпуск) представлены ниже.

АО "Лютик"

склад (цех)№_______

Товарно-материальные ценности, оприходованные во время инвентаризации

п/п

Дата поступл.

Поставщик

№ прих. документа и дата

Наименование материала

Количество

Цена

Сумма

1

2

3

4


5

Председатель комиссии:                _______________                ___________________                 ___________________

                                                            (должность)                               (подпись)                                    (расшифровка)

Члены комиссии:                           _________________             __________________                    __________________

                                                            (должность)                               (подпись)                                     (расшифровка)

Все ценности, поименованные в данной описи с №________по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Материально ответственное (ые) лицо (а) ______________________ _______________________

На приходном документе проставляется отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую занесены поступившие ценности. Документ подписывается председателем инвентаризационной комиссии.

АО "Лютик"

склад (цех) №_______

Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации

п/п

Дата отпуска

Ф.И.О. получателя

№ расходного документа и дата

Наименование материала

Количество

Цена

Сумма

1

2

3

4

5

Председатель комиссии:         _______________             ___________________                 ___________________

                                                     (должность)                           (подпись)                                   (расшифровка)

Члены комиссии:                   _________________            __________________                   __________________

                                                     (должность)                          (подпись)                                     (расшифровка)

Все ценности, поименованные в данной описи с №________по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Материально ответственное (ые) лицо (а) ______________________ _______________________ 

АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги

Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию
Услуги специалистов «РосКо»: https://rosco.su/audit/inventarizatsiya/ Для того чтобы составить достоверный бухгалтерский баланс при реорганизации необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. 1. В какие сроки должна проводиться инвентаризация? 2. На что нужно обратить особое внимание при ее проведении? На эти и другие вопросы ответила Управляющий партнер компании «РосКо - Консалтинг и аудит» Алена Талаш. Обязательно досмотри видео до конца и поддержи нашу работу ЛАЙКОМ!!! Компания «РосКо» еженедельно готовит для вас информационные ролики о налогах, праве и бухгалтерском учете. Читайте: https://rosco.su/press/reorganizatsiya-provodim-inventarizatsiyu Интересные видео: Реорганизация компании: составляем передаточный акт: https://www.youtube.com/watch?v=NSkkDjDwcGE&t=1s Решение о реорганизации ООО: https://www.youtube.com/watch?v=HPAVpy7rKVU&t=6s Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/ https://rosco.su/
Знакомимся с проектом ФСБУ «Инвентаризация»
Услуги специалиста: https://rosco.su/yurist/ Новое - это хорошо забытое старое Процедура инвентаризации подразумевает участие разных специалистов компании и разбивается на несколько этапов. 31 мая 2022 г. Минфин РФ опубликовал проект нового стандарта «Инвентаризация». Какие требования установлены к инвентаризации активов и обязательств? Таймкоды: 00:00 Вступление 01:12 Когда должна проводиться инвентаризация? 03:04 В каком порядке должна проводиться инвентаризации? 05:17 Как должна быть организована инвентаризация? 05:53 В каком порядке отражаются результаты инвентаризации? 06:35 Когда ФСБУ вступит в силу? Компания «РосКо» еженедельно готовит для вас информационные ролики о налогах, праве и бухгалтерском учете. Интересные видео: Реорганизация бизнеса: проводим инвентаризацию:https://youtu.be/9irph4ttWK4 Реорганизация компании: составляем передаточный акт: https://www.youtube.com/watch?v=NSkkDjDwcGE&t=1s Решение о реорганизации ООО: https://www.youtube.com/watch?v=HPAVpy7rKVU&t=6s Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/ VK - https://vk.com/roscoaudit https://rosco.su/
Когда наступает материальная ответственность работника? Трудовое право
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ). Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб? 1. Пределы материальной ответственности. 2. Какие документы должен оформить работодатель? В какие сроки? 3. Если сотрудник уволился, можно ли взыскать с него ущерб? 4. Только ли деньгами можно оплатить работодателю возникшей по вине работника ущерб? 5. Распространённые ошибки работодателей, из-за которых не возможно привлечь работника к материальной ответственности. Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://rosco.su/press/kogda-nastupaet-materialnaya-otvetstvennost-rabotnika/ https://rosco.su/kadry/kadrovoe-deloproizvodstvo/ https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/ договор о материальной ответственности, трудовое право, трудовые споры, материальная ответственность, адвокат трудовой кодекс