Протокол инвентаризации. Ошибки роковые и не очень

На практике крайне редко встречаются кейсы, которые можно принять за образец проведения инвентаризации. Ошибки делаются всеми и на всех этапах, но иной раз до того «детские» и обидные, что возникает законный вопрос: стоило ли до ТАКОЙ степени экономить на бухгалтерском сопровождении? Ведь любая такая ошибка автоматом обесценивает результаты самого самоотверженного труда. 

Пороки приказа

Вот буквально всем известно, что приказ – основополагающий документ, с которого стартуют инвентаризационные мероприятия. И все равно из года в год приходится сталкиваться с тем, что приказа, по сути, нет.

К критичным ошибкам относятся также:

  • неутверждение состава комиссии;

  • неуказание сроков (периода) мероприятия – на каком основании тогда вообще оно проводится? Неясно;

  • имеется подтверждение того, что кто-то из состава не мог принимать участия в работе в обозначенный период (например, выдан больничный лист). Все, результаты проверки недействительны.

Руководители забывают утверждать составы комиссий, указать причины ревизии и т.п. и т.д. Неважно, по какой причине этот распорядительный документ станет негодным, – вообще его не было, не освещены необходимые моменты, некорректное заполнение - инвентаризации, считай, не было. 

Поводы для расследований и репрессий

Но будем объективны: чаще приходится сталкиваться с вопиюще несерьезным отношением не столько руководства, сколько подчиненных. Иной раз неясно, что это – фарс или все-таки инвентаризация, пример: комиссия отправляется на перекур-перекус, а двери помещения, где она работает, открыты настежь. Документы на столах, описи – в прямом доступе. Очевидно, что говорить о невозможности внесения корректив и искажений не приходится. 

Вот еще пара печальных примеров вопиющего головотяпства:

  • нет возможности остановить деятельность, а председатель комиссии не визирует приходно-расходную документацию;

  • у материально ответственных персонажей не отобраны расписке в сдаче этой документации

  • далеко не все расхождения попадают в сличительную ведомость результатов инвентаризации;

  • сопоставляют данные бухучета с фактическим наличием, а не наоборот, как сказано во всех учебных пособиях по бухучету и т.п.

Ревизионеры составляют описи в единственном экземпляре, забывают выверять итоги, не проставляют числа (в особенности прописью), суммы, при подсчете в денежном измерении не проставляют общие итоги в натуральных показателях – ну, как раз это поправимо. (Хотя поводы для депримирования налицо). 

АКТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Лазейки для материально ответственных

Изучая результаты трудов, можно обнаружить ряд досадных ошибок, которые совершенно явно вызваны неаккуратным отношением к делу, предосудительной забывчивостью, или просто халатностью. И в итоге виновные лица без особых проблем избегают необходимости отвечать, возмещать и т.п. 

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация
Например, отсутствие на каждой странице необходимой отметки «Цены, итоги проверил», скрепленной визой персоны, облеченной матответственностью. Итог: «оформленная» таким образом опись уже не может считаться документом, на котором можно обосновывать свои претензии к матответственным персонажам. Или незаполненные строки в уже утвержденных описях (очевидно, что любой может ссылаться на этот факт в обоснование того, что после утверждения результатом можно было «пририсовать» что угодно).

Отсутствие визы матответственного лица на последней страничке инвентаризационной описи (а также отметка о том, что он принял на ответственное хранение значащееся в этом реестре имущество) ведет к тому, что при выявлении недостачи предъявить претензии к не расписавшемуся будет вряд ли возможно. 

Досадные ошибки

Обидный огрех – кто-то из комиссии (а бывает, что и ее руководитель) не подписал протокол инвентаризации. А ведь это тоже итоговый документ, в котором фиксируются ключевые моменты – причины выявленных неточностей и расхождений, заключение комиссии, конкретные предложения по устранению недостатков. Именно этот документ получает по окончании мероприятия руководитель, именно эта бумага – одно из оснований для принятия решения по выявленным несоответствиям. Будет ли считаться принято решение обоснованным и полностью корректным, если один из документов, лежащих в ее основе, по сути, недействителен? Очевидно, что нет.

Вообще, выявить ошибки – похвально, но обидно, когда их совершают те, кто должен их выявлять, и еще более обидно, когда они исправлены, но не заверены надлежащим образом. Итог: исправления недействительны.

Это лишь несколько наиболее распространенных ляпов, которые выявляет проверка проверочных мероприятий. Потому-то возникает вопрос, заданный в самом начале: насколько оправданно до такой степени экономить на квалифицированном обслуживании?