На практике крайне редко встречаются кейсы, которые можно принять за образец проведения инвентаризации. Ошибки делаются всеми и на всех этапах, но иной раз до того «детские» и обидные, что возникает законный вопрос: стоило ли до ТАКОЙ степени экономить на бухгалтерском сопровождении? Ведь любая такая ошибка автоматом обесценивает результаты самого самоотверженного труда.
Пороки приказа
Вот буквально всем известно, что приказ – основополагающий документ, с которого стартуют инвентаризационные мероприятия. И все равно из года в год приходится сталкиваться с тем, что приказа, по сути, нет.
К критичным ошибкам относятся также:
-
неутверждение состава комиссии;
-
неуказание сроков (периода) мероприятия – на каком основании тогда вообще оно проводится? Неясно;
-
имеется подтверждение того, что кто-то из состава не мог принимать участия в работе в обозначенный период (например, выдан больничный лист). Все, результаты проверки недействительны.
Поводы для расследований и репрессий
Но будем объективны: чаще приходится сталкиваться с вопиюще несерьезным отношением не столько руководства, сколько подчиненных. Иной раз неясно, что это – фарс или все-таки инвентаризация, пример: комиссия отправляется на перекур-перекус, а двери помещения, где она работает, открыты настежь. Документы на столах, описи – в прямом доступе. Очевидно, что говорить о невозможности внесения корректив и искажений не приходится.
Вот еще пара печальных примеров вопиющего головотяпства:
-
нет возможности остановить деятельность, а председатель комиссии не визирует приходно-расходную документацию;
-
у материально ответственных персонажей не отобраны расписке в сдаче этой документации
-
далеко не все расхождения попадают в сличительную ведомость результатов инвентаризации;
-
сопоставляют данные бухучета с фактическим наличием, а не наоборот, как сказано во всех учебных пособиях по бухучету и т.п.
Ревизионеры составляют описи в единственном экземпляре, забывают выверять итоги, не проставляют числа (в особенности прописью), суммы, при подсчете в денежном измерении не проставляют общие итоги в натуральных показателях – ну, как раз это поправимо. (Хотя поводы для депримирования налицо).
АКТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Лазейки для материально ответственных
Изучая результаты трудов, можно обнаружить ряд досадных ошибок, которые совершенно явно вызваны неаккуратным отношением к делу, предосудительной забывчивостью, или просто халатностью. И в итоге виновные лица без особых проблем избегают необходимости отвечать, возмещать и т.п.
Отсутствие визы матответственного лица на последней страничке инвентаризационной описи (а также отметка о том, что он принял на ответственное хранение значащееся в этом реестре имущество) ведет к тому, что при выявлении недостачи предъявить претензии к не расписавшемуся будет вряд ли возможно.
Досадные ошибки
Обидный огрех – кто-то из комиссии (а бывает, что и ее руководитель) не подписал протокол инвентаризации. А ведь это тоже итоговый документ, в котором фиксируются ключевые моменты – причины выявленных неточностей и расхождений, заключение комиссии, конкретные предложения по устранению недостатков. Именно этот документ получает по окончании мероприятия руководитель, именно эта бумага – одно из оснований для принятия решения по выявленным несоответствиям. Будет ли считаться принято решение обоснованным и полностью корректным, если один из документов, лежащих в ее основе, по сути, недействителен? Очевидно, что нет.
Вообще, выявить ошибки – похвально, но обидно, когда их совершают те, кто должен их выявлять, и еще более обидно, когда они исправлены, но не заверены надлежащим образом. Итог: исправления недействительны.
Это лишь несколько наиболее распространенных ляпов, которые выявляет проверка проверочных мероприятий. Потому-то возникает вопрос, заданный в самом начале: насколько оправданно до такой степени экономить на квалифицированном обслуживании?