Многие предприниматели и обычные граждане, заключая или подписывая агентский договор, удивляются появлению в нем слова «принципал». Многие не знают, кто именно может выступать в этом качестве, какие возможности это даёт? В этой статье мы постараемся подробно рассказать о роли этой стороны.
Принципал в агентском договоре - это простыми словами сторона, в чьих интересах агент производит те или иные действия за определенное вознаграждение. Например, если вы производите молоко и поручаете посреднику договориться с торговыми сетями о поставке вашей продукции, при этом не передавая сам товар этому посреднику, то вы - принципал. Еще один пример: вы хотите оформить ипотеку, но не знаете, как это правильно сделать. И поэтому нанимаете компанию-брокера, которая консультирует вас, подбирает правильный продукт, собирает документы, общается с банками от вашего имени. И в этом случае вы будете принципалом, а брокер - агентом. Кстати, в последнем примере действия производятся не только в интересах, но и от имени принципала. И такой агентский договор будет называться договором поручения.
Посредник (агент) при этом действует по доверенности. Кстати, так чаще всего поступают и тогда, когда компания-заказчик известна на рынке, и ее репутация будет способствовать заключению сделок.
Важный нюанс: если агент действует в договоре от своего имени, ответственность перед конечным покупателем несет он. Саму сделку во всех случаях (как от своего имени, так и от имени агента) оплачивает принципал.
Стороны агентского договора
Кто же может стать стороной такого соглашения? Это именно обычные граждане и компании? А если компании, то какие?
Итак, агент - это любой посредник - как физлицо (кроме самозанятых, которым запрещено заключать такие договоры), так и компания. Например, риэлтор, помогающий вам приобрести квартиру, это агент, как и курьерская служба, доставляющая товар, или платежная система, принимающая средства ваших клиентов.
Принципалом в агентском договоре также может выступать кто угодно: от вас лично, как физического лица до ИП, ООО, или ОАО. Законодательством не определены четкие требования к принципалу или агенту как сторонам агентского договора.
Поэтому этот тип соглашения может быть заключен как между физическим и физическим лицом, так, например, физлицом и компанией, компанией и компанией.
Агентский договор от имени принципала
Как мы упоминали ранее, некоторые такие соглашения подразумевают, что действия агента совершаются не только за счет и в интересах, но и от имени принципала. Что это означает? Это означает, что:
-
ответственность перед конечным покупателем несет принципал, так как агент действует всего лишь по доверенности и никак не упоминается в договорах между вами (поставщиком товара или услуги) и покупателем;
-
обязательно наличие доверенности на имя агента на выполнение тех или иных поручений принципала от его имени. Если агент действует без доверенности, его действия автоматически можно признать ничтожными.
Еще один любопытный факт! Если в договоре указать, что посредник должен продать товар или оказать услугу только определенному кругу лиц или компаний, это будет являться нарушением законодательства. Агент имеет право признать договор недействительным.
Каковы плюсы и минусы агентского договора для принципала? По сути, риски при поручении кому-либо тех или иных действий минимальны.
-
Самый главный плюс - ваша собственность не попадает в распоряжение второй стороны, то есть, она принадлежит вам до момента ее продажи;
-
Вы рискуете только потерять товар, поставленный во исполнение договора, или же средства, которые должны были пойти на оплату расходов агента, если он окажется мошенником.
-
Вознаграждение выплачивается только в случае успешного выполнения посредником его обязанностей. Предоплата таким соглашением не предусмотрена.
В судебной практике немало случаев, когда с агента были взысканы суммы необоснованного обогащения, которое очень легко доказать, если договор составлен юридически грамотно.
Еще один неочевидный минус - невозможность списать в качестве расхода вознаграждение агенту. Налогооблагаемой базой будет считаться сумма, уплаченная клиентом (конечным покупателем товара или потребителя услуги) и полученная вами на расчетный счет, без вычета агентской комиссии или вознаграждения.
Например, вы наняли курьера для доставки, включили ее стоимость в конечную цену товара. Допустим, шампунь с доставкой стоит 500 рублей, 200 из них вы отдали курьеру, но налогом в этом случае будет облагаться всю сумма, оплаченная покупателем.
В-остальном заключение агентского договора довольно выгодно обеим сторонам. Риски минимальны, а бухгалтерское оформление и отчетность максимально упрощены.