Товарный знак — отличительная особенность продукта, серии продуктов/сервисов, компании (вне зависимости от сфер деятельности). Это уникальное обозначение (словесное, графическое, звуковое, объемное, другое), по которому легко узнать товар/услугу. Видя его на упаковке или вывеске, слыша, осязая, потенциальный потребитель формирует представление о том, что ему предлагают. Если компания имеет хорошую репутацию, ее товарный знак выступает неким психологическим гарантом качества и, соответственно, мотиватором покупок.
Регистрируя такое обозначение, предприниматель получает право исключительного использования его для представления своих товаров/услуг. В отношении товарного знака действует законодательная защита, и любое несанкционированное использование обозначений без согласия правообладателя влечет за собой ответственность.
КОНСАЛТИНГ - ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Добровольное урегулирование конфликта
В условиях возрастающей конкуренции владельцы бизнеса всячески стремятся выделиться на фоне других яркими логотипами, емкими лозунгами, запоминающимися товарными знаками. Порой выходит так, что предприниматель вкладывает массу сил, времени и денежных ресурсов в продвижение бренда, а кто-то строит на «всем готовом» свое дело. Урегулирование данной ситуации может быть мирным.
Если мирным путем решить конфликт не удается, приходится оформлять иск на товарный знак и обращаться в суд.
Процедура судебной защиты
Споры, связанные с конфликтом прав на интеллектуальную собственность, чаще всего рассматриваются в арбитражном суде. Правообладатель направляет иск на товарный знак и требует прекратить его незаконное использование. Кроме этого он может рассчитывать на денежную компенсацию. Ее определяют разными способами.
По экономическому содержанию это величина убытков или упущенной выгоды, но на практике рассчитать ее в количественном выражении достаточно сложно. Поэтому чаще всего отправной точкой при определении величины возмещения служит МРОТ. Правообладатель может рассчитывать на компенсацию ее величины в размере, кратном коэффициенту от 1 000 до 50 000. Такой расчет выгоден тем, что нет необходимости проводить и обосновывать какие-либо расчеты. Для получения возмещения достаточно доказать факт незаконного использования индивидуальных обозначений.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Основная мера защиты товарного знака — его регистрация. Вместе с тем есть и другие способы. Например, правообладатель может использовать сложные защитные знаки, голограммы. При этом важна экономическая целесообразность: меры, направленные на охрану обозначений должны быть соразмерны величине возможного ущерба.
Самые громкие дела, связанные с защитой товарных знаков
Охрана интеллектуальной собственности — стратегически важная задача для любой компании. Это работа, которую специалисты выполняют ежедневно. Потому иск на товарный знак — распространенная практика как у небольших компаний, так и у мировых гигантов. Вместе с тем далеко не всегда эти споры однозначны и легитимны.
- Не так давно возник конфликт между BMW и компанией Газпромнефть. Последняя стала использовать новую марку топлива — G-Drive. На что концерн отреагировал негативно, ведь в линейке его изделий уже были модели комплектующих и систем мультимедиа с iDrive, xDrive, SDrive и другие. Вместе с тем автомобильный гигант не регистрировал обозначения по всем буквам алфавита, а само по себе слово Drive слишком распространенное, чтобы претендовать на эксклюзивность, ввиду чего получил отказ в ответ на иск на товарный знак.
- Еще один громкий случай связан с шоколадом «Аленка». Пожалуй, каждый помнит его выразительную упаковку, на которой изображена девочка в платке. Стало известно, что другая компания выпускает аналогичный продукт в очень схожей упаковке (тоже с изображением девочки) в той же цветовой гамме с названием «Алина». Данный факт был признан таковым, который ведет к смешению товарных знаков и вводит потребителя в заблуждение. Высшим судебным органом принято решение о прекращении выпуска шоколада «Алина» и возмещении компании-изготовителю «Аленки» 15 миллионов рублей.
- В 2008 году Роспатент рассудил громкое дело, связанное с использованием слова Cristal в названии элитного шампанского, которое импортировалось в Россию. Иск на товарный знак подал «Союзплодоимпорт», с указанием на то, что название до смешения схоже с товарным знаком Kristal, под которым изготавливают водку. После множества разбирательств и оспариваний Champagne Louis Roederer прекратила поставки французского шампанского в Россию.
- Даже в отношении легендарной песни «Happy birthday» необходимо соблюдать осторожность. Мы без задней мысли исполняем ее в коллективе сотрудников, кругу семьи, на разных языках. Вместе с тем коммерческое ее использование без отчислений правообладателю запрещено. Авторские права на песню закреплены сестрами Пэтти и Милдред Дж. Хилл из США в 1935 году и остаются действительными до 2030 года. Ежегодно сумма отчислений за использование композиции достигает двух миллионов долларов. Вместе с тем существует уникальная законодательная «лазейка». В отличие от Соединенных штатов Америки, в Канаде действие авторского права распространяется на 50 лет, а значит, уже истекло. Здесь легендарна песня признана общественным достоянием.
ДОГОВОР ОТЧУЖДЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Так как каждая ситуация индивидуальна, типового варианта иска не существует — документ должен разрабатываться с учетом всех особенностей и нюансов в отдельном случае. Специалисты «Роско», имеющие обширный практический опыт в подобных делах, рассматривают индивидуально каждый случай, предоставляют консультации о перспективности обращения в суд, готовят необходимый пакет документов и сопровождают процесс до разрешения проблемы.