Так, например действующие нормативные акты устанавливают, что в отношении граждан Республики Беларусь установленный Законом N 115-ФЗ порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется ((ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19.11.2010), п. 5 ст. 14 Договора "О создании Союзного государства" (Москва, 08.12.1999), п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее - Решение N 4), ст.ст. 3, 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998). На основании указанных документов их статус приравнивается к статусу граждан Российской Федерации. То есть ни работникам, ни работодателем не нужно получать разрешения на работу и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы соответственно, а также не нужно уведомлять миграционную службу, службу занятости и налоговые органы о приеме на работу граждан Беларуси.
ПРЕЙСКУРАНТ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Однако не следует забывать о миграционном учете. Организация, в которой иностранный гражданин фактически работает, обязана представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). Данное требование сохраняется и при приеме на работу граждан Беларуси.
Трудовая книжка
РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ В МОСКВЕ
Документы об образовании
Согласно Решению № 4, документы, выданные в Республике Беларусь и РФ для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 января 2014г. N ПГ/13372-6-1).
Свидетельство ПФР
Если гражданин впервые поступает на работу, то обязанность по оформлению страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, возложена на работодателя (ч. 4 ст. 65 ТК РФ). Для оформления страхового свидетельства работодатель должен подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявление работника о выдаче свидетельства, составленное в произвольной форме и анкету застрахованного лица по форме N АДВ-1, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п. Если же такое свидетельство у работника уже имеется, то он обязан его предъявить.
Документы воинского учета
Работниками, гражданами Беларуси, документы воинского учета при приеме на работу не представляются, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона № 115-ФЗ).
НДФЛ
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол). В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.
Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.
В качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России (например трудовой договор, копии билетов, документы о регистрации).
Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращения работником - гражданином Республики Беларусь работы в российской организации до истечения 183 дней производится перерасчет налоговых обязательств по ставкам и в соответствии с порядком, которые действуют в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местом жительства в РФ (п. 5 ст. 1 Протокола).
Что касается налогообложения доходов от продажи имущества граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами РФ (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 января 2014г. N 03-04-05/3129).
Также рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС России от 05.03.2013 № ЗН-4-13/3634@ которым для использования в работе было направлено письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.02.2013 № 4-19/600 «О компетентных органах и порядке подтверждения налогового резидентства в рамках применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995г.».
ПРИЕМ НА РАБОТУ ГРАЖДАН СНГ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ): ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Взносы на обязательное социальное страхование
По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых договоров, являются объектом обложения страховыми взносами (Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами в том числе являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ , заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Таким образом, выплаты гражданам Беларуси облагаются страховыми взносами в ПФ РФ.
ОФОРМЛЯЕМ НА РАБОТУ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отметим, что, если международным договором РФ установлены иные нормы, чем предусмотренные Законом N 212-ФЗ, применяются правила международного договора РФ (ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). Аналогичные нормы установлены ст. 2 Закона N 167-ФЗ, ч. 2 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Таким образом, если иностранный работник имеет статус постоянно проживающего, то с выплат в рамках трудового договора с гражданами Беларуси, работодатель должен начислять страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС в общем порядке.
Что касается страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора. Эта норма применяется и при выплатах в рамках трудовых договоров в пользу иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ, поэтому гражданин Беларуси, постоянно проживающий на территории РФ и работающий на основании трудового договора, подлежит социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на общих основаниях.
Отметим, что рассмотренные нами правила распространяются и на граждан Республики Казахстан, в силу подписанного сторонами Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.). Также между РФ и Республикой Казахстан применяется Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.), которая регулирует вопросы применения российских налогов: на прибыль (доход) предприятий и организаций, на имущество предприятий, на имущество физических лиц, подоходного налога с физических лиц и казахстанских: подоходного налога с юридических и физических лиц, налога на имущество юридических и физических лиц в отношении граждан и юридических лиц - резидентов одного или обоих государств.