Сфера оказания услуг занимает очень важное место в жизни общества. Нужна консультация какого-либо специалиста - заключаем договор оказания консультационных услуг; собираемся в отпуск - подписываем договор оказания туристических услуг; отдаем ребенка в кружок - оформляем договор оказания образовательных услуг. Но что делать, если качество оказываемых услуг или оплата не устраивают? Как правильно составить претензию и расторгнуть договор?
Договорам возмездного оказания услуг в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) посвящена небольшая глава 39. Даже специалисты иногда затрудняются отличить эту категорию договоров от договоров подряда. Кроме того, иногда встречаются смешанные договоры, отвечающие признакам как соглашения об оказании услуг, так и выполнения работ. В связи с этим, к отношениям, связанным с оказанием услуг, применяются также нормы о подряде (ст. 702-739 ГК РФ). Но если возникают противоречия, приоритет имеет все же глава 39.
По договору оказания услуг одна сторона (исполнитель) совершает какие-либо действия (или осуществляет ту или иную деятельность), а другая (заказчик) - платит за это. При этом важно определить, в какие сроки осуществляется оказание услуг и что именно за услуги хочет получить заказчик, а также в какие сроки должна быть произведена оплата и в каком объеме. В качестве заказчика и исполнителя могут выступать как физические, так и юридические лица.
Нарушение одной из сторон условий договора оказания услуг (сроков выполнения этих услуг или оплаты, предоставление услуг более низкого качества, чем это предусмотрено договором, или не в том объеме) ставит перед другой стороной вопрос о необходимости написания претензии.
Претензия по договору оказания услуг - это официальное письмо контрагенту, содержащее какие-либо требования относительно исполнения договора. Рассмотрим основные виды претензий по договорам оказания услуг.
Претензия об оплате задолженности по договору оказания услуг
Если услуги оказаны, а оплата так и не произведена или произведена не в полном размере, исполнитель вправе обратиться к заказчику с претензией об оплате задолженности.
Форма претензии законом не установлена. Очевидно, что она должна быть изложена в письменном виде. В тексте следует указать содержать номер договора и дату его заключения, наименование сторон, указание на неисполненные обязательства, суть претензионных требований, срок исполнения претензионных требований, реквизиты для перечисления денежных средств.
Помимо требования основного долга, можно рассчитать и указать в претензии размер неустойки, подлежащей уплате в связи с просрочкой исполнения обязательства. При этом важно понимать, что даже если в договоре условие о неустойке отсутствовало, потребовать ее уплаты все равно можно на основании закона (ст. 330, 332 ГК РФ).
Претензия на возврат денежных средств по договору оказания услуг
Может сложиться и иная ситуация: заказчик ошибочно оплатил оказанные услуги в большем размере, чем это было необходимо по договору. В этом случае у исполнителя возникнет неосновательное обогащение, но, по сути, требование будет такое же, как и в первой ситуации - возврат денежных средств по договору оказания услуг.
В зависимости от конкретных обстоятельств возможны и другие виды претензий, например, претензия о ненадлежащем оказании услуг. Предположим, был заключен договор об оказании образовательных услуг, однако в результате выполнен он был не полностью, исполнитель произвольно уменьшил количество учебных часов или не выдал заказчику документ о прохождении обучения, хотя это было предусмотрено условиями договора.
О чем бы ни была претензия, при ее направлении в адрес контрагента нужно соблюдать определенные правила.
Претензия должна быть составлена в 2 экземплярах. Один остается у автора, другой передается контрагенту. Если отправка производится по почте, то нужно сделать это посредством заказного письма с уведомлением и описью вложения (чтобы было понятно, что и кому направляется). Если же претензия передается лично в руки одному из сотрудников компании, то у него обязательно должна быть доверенность, предоставляющая ему право представлять интересы этой компании, в том числе - в части получения претензий (для генерального директора достаточно документов, удостоверяющих его полномочия). На экземпляре претензии, который остается у автора, получатель должен расписаться с указанием полных ФИО, должности и реквизитов управомочивающих документов.
Если срок добровольного исполнения требований, указанный в претензии, истек, а контрагент по-прежнему тянет время, следует обращаться в суд. Общий срок исковой давности по таким спорам составляет 3 года (ст. 195 ГК РФ).
В некоторых случаях направление контрагенту претензии является обязательным этапом досудебного урегулирования спора, вытекающего из договоров возмездного оказания услуг. Так, например, претензионный порядок обязателен, если сторонами по договору являются юридические лица или индивидуальный предприниматель и юридическое лицо (ст. 4 АПК РФ) или если одна из сторон - физическое лицо, но речь идет о договоре оказания услуг связи (Постановление Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012).
Если же споры находятся в сфере регулирования Закона о защите прав потребителя (ЗОЗПП), соблюдение претензионного порядка не обязательно. Определить, регулируется ли договор этим законом, очень просто. Если договор заключен в коммерческих целях, то к указанному закону он не имеет никакого отношения. Если же одной из сторон является гражданин, заказывающий услуги исключительно для удовлетворения личных потребностей, значит, ЗОЗПП к таким отношениям применим.
АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Претензия может содержать, среди прочего, указание на расторжение договора, однако если никаких иных требований, кроме расторжения, у автора претензии нет, то и писать ее только ради этого не надо. Дело в том, что ст. 782 ГК РФ предусмотрено право заказчика и исполнителя на расторжение договора в одностороннем порядке. Для этого достаточно обычного уведомления, содержащего дату прекращения договора.
Допустим, заключен договор на оказание туристических услуг. Однако спустя некоторое время заказчик передумал ехать в турпоездку и решил расторгнуть договор. Для этого ему достаточно просто уведомить туркомпанию о своем решении и компенсировать фактически понесенные расходы (стоимость неотменяемой брони отеля, работу сотрудников по подбору тура и пр.)
Если же расторжение договора инициирует туркомпания, она тоже должна уведомить об этом своего клиента и возместить все понесенные убытки (стоимость путевки).