Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в подп. 7 ч. 1 ст. 79 содержит обязанность медицинской организации информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет»:
- об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций;
- об уровне их образования и об их квалификации;
- а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию.
Развернутый перечень информации, подлежащей размещению на сайте медицинской организации, содержится в Приказе Минздрава РФ № 956н от 30.12.2014 г. «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями…».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Упоминание о правилах внутреннего распорядка для потребителей услуг как необходимом документе содержится также в следующих нормативных актах:
- Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. В ст. 13 Закона сказано, что лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны: «выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях».
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1, где сказано, что администрация медицинской организации обязана «предоставлять возможность ознакомления с правилами внутреннего распорядка указанной медицинской организации».
В подзаконных нормативных актах также содержаться требования о необходимости размещения на сайте медицинской организации правил внутреннего распорядка для потребителей услуг.
НАПРИМЕР
В Приказе Департамента здравоохранения города Москвы № 688 от 17 августа 2015 г. Приказ содержит Типовой перечень информационных материалов для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями (приложение 2 к приказу). Данный перечень включает в числе прочей информации и документов правила внутреннего распорядка для потребителей услуг.
Указание на необходимость предоставления данной информации содержится в типовых Положениях о порядке предоставления платных медицинских услуг, утверждаемых на муниципальном уровне. Например, в Постановлении городского округа Балашиха МО № 68/137 от 10.11.2006 г.; Постановлении главы Можайского муниципального района МО № 2630-П от 20.10.2006 г.; Постановлении главы городского округа Протвино МО № 953 от 13.11.2006 г. и др.
Важно!
Требование о наличии такой информации относится к медицинским организациям независимо от формы собственности.
Об этом говорит и судебная практика.
НАПРИМЕР
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 22 сентября 2015 г. по делу № 33-9021/2015. В нем сказано: «обязанность по размещению информации в сети «Интернет», в частности, о квалификации и об уровне образования сотрудников медицинской организации, об учредителях общества, утвержденной Приказом Минздрава России от 30.12.2014 г. № 956н возлагается на все медицинские организации, в том числе коммерческие».
Законодательство РФ не содержат требования к оформлению и содержанию правил внутреннего распорядка для потребителей услуг. Поэтому, документ может быть составлен в произвольной форме. При этом, он должен отражать наиболее полный объем информации о работе медицинской организации.
Если в медицинской организации есть структурные подразделения, то правила внутреннего распорядка для потребителей услуг должны предусматривать особенности работы каждого структурного подразделения. Информацию по структурным подразделениям можно включить как в основной текст документа, так и приложения к нему.
Стандартная структура этого документа может предусматривать такие основные положения как:
- Общие положения.
- График работы организации и должностных лиц.
- Порядок обращения за услугой.
- Перечень лиц, которые вправе обратиться за услугой.
- Перечень предоставляемых услуг.
- Права и обязанности участников отношений (медицинской организации/пациента (его представителя)).
- Порядок предоставления информации.
- Порядок разрешения конфликтных ситуаций.
- Ответственность участников отношений.
- Другие необходимые положения.
УСЛУГИ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Ответственность и меры контроля
В предыдущих материалах мы обращали внимание на то, что отсутствие на сайте медицинской организации необходимой информации влечет ответственность.
Напомним, что ответственность нступает по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы».
Ответственность наступает в виде:
- предупреждения;
- штрафа.
Для должностных лиц штраф составляет от 500 (пятисот) до 1 000 (одной тысячи) рублей. Для юридических лиц от 5 000 (пяти тысяч) до 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Кроме того, наличие необходимой информации на сайте медицинской организации является предметом независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в соответствии со ст. 79.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля.
Такой контроль может проводиться раз в три года.
Независимая оценка проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи (пункт 1).
Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации и пр. (пункт 2).
Примером такого иска может служить Дело № 33-9021/2015 Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края. Приведем пример из апелляционного определения Алтайского краевого суда от 22 сентября 2015 г.
«Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями…» предусмотрено, что на официальных сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается следующая информация, необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в том числе:
о медицинской организации:
- полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;
- дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);
- структура и органы управления; режим и график работы;
- правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;
- контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты; график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты.
Из материалов дела усматривается и стороной ответчика не оспаривается, что на дату вынесения решения на сайте медицинской организации ООО «Стоматологическая фирма «Кариб-Плюс» не размещена в полном объеме информация об учредителях общества, квалификации и образовании всех сотрудников медицинской организации, в том числе сведения из документов об образовании (организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи), сведения из сертификатов специалистов (срок действия сертификата).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по размещению данных сведений на сайте в сети «Интернет»».