Плановые и внеплановые проверки трудовой инспекции: порядок назначения, проведения, оформления

Проверки, проводимые трудовой инспекцией являются одним из видов проверок, осуществляемых государственными органами. Инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (часть первая ст. 353 ТК РФ).

Права и обязанности трудовых инспекторов государственных инспекций труда определяются нормативными актами, с которыми лучше ознакомиться заранее, с тем, чтобы понимать, не превышают ли инспекторы свои права в процессе проведения проверки и не нарушают ли своими действиями права работодателя.
ЮРИСТ - Договорная работа ЮРИСТ - Договорная работа

В первую очередь, это глава 57 Трудового кодекса РФ, федеральный закон от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ), а также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее по тексту «Административный регламент»). Кроме того, Конвенция Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протокол к ней (1995), Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, Методические рекомендации по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)

Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.

Порядок назначения проверки

Основанием для проведения проверки трудовой инспекцией в отношении конкретного работодателя является распоряжение руководителя (заместителя руководителя), типовая форма которого, утверждена приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141.

Материалы по теме Материалы по теме

В распоряжении должны быть указаны следующие данные (ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ):

  • наименование государственной инспекции труда соответствующего субъекта РФ, а также дата и номер распоряжения;
  • вид и форма проводимой проверки;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес (адреса) места нахождения работодателя (по этому адресу будет проводиться проверка, если она выездная);
  • ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций;
  • цель и задачи проверки (если проверка внеплановая, то указываются реквизиты жалобы работника).
  • предмет проводимой проверки, правовые основания её проведения, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания
  • перечень соответствующих административных регламентов;
  • документы, которые необходимо представить инспектору для проведения проверки.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Копия распоряжения заверяется печатью и вручается инспектором, проводящим проверку, под роспись руководителю (уполномоченному лицу). Указанное основание для проведения проверки является одинаковым и для плановых и для внеплановых проверок.

Однако между этими проверками есть и различия.

Плановая проверка

Внеплановая проверка

Основание для назначения (издания распоряжения)

Ежегодный план проверок, размещаемый не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте (https://www.rostrud.ru) гострудинспекции соответствующего субъекта РФ, а также на официальном сайте (https://plan.genproc.gov.ru/) Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет"*

Обращения граждан о нарушении работодателем трудового законодательства. Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями для их проведения **

Форма проведения

Документарная и выездная

Документарная и выездная

Срок и порядок уведомления

Не позднее, чем за 3 дня до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта.

Не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. Важно, что уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника, инспектор не должен.

Основанием для включения в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента N 354н):

  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (перечень исчерпывающий):

  • истечение срока исполнения работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в Роструд или государственную инспекцию труда:
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.

  • наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок проведения проверки

Порядок проведения проверки, зависит от ее формы. Она может быть документарной или выездной. Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

При документарной проверке, инспектор сначала рассматривает документы, которые имеются в его распоряжении, например акты предыдущих проверок или ранее выданные предписания. В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки, работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (п.п. 49, 50 Административного регламента N 354н). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении трудовой инспекции документов.

Работодатель обязан лично представить истребуемые документы в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного представителя) вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). 

Представляемые документы, как правило, рассматриваются инспектором сразу в присутствии работодателя. Однако в некоторых случаях для этого может потребоваться несколько дней. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных работодателем документах, вызывает у инспектора обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то трудовой инспектор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспектором труда, так как только инспектор, указанный в распоряжении о проведении проверки, имеет право ее проводить. Отметим, что инспекторы не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей. Процедура проведения выездной проверки во многом схожа с документарной. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменной информации, а также проверяет соответствие их фактическим отношениям с работниками и условиям их труда. Обязанностью работодателя является обеспечение доступа на свою территорию инспекторов и экспертов, проводящих проверку, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с запрошенными оригиналами документов.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Порядок оформления результатов проверки

После того, как инспектором будут сделаны выводы по результатам проверки, он вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Если же документы и пояснения, необходимые инспектору для проведения проверки, представлены не будут, либо после рассмотрения представленных пояснений будут установлены признаки нарушений обязательных требований в сфере труда, то государственный инспектор труда вправе продолжить проведение проверки в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 52, 53 Административного регламента N 354н). Для этого руководителем трудовой инспекции (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки сроком не более чем на 20 рабочих дней. В таком случае общий срок всей проверки (документарной и выездной) будет составлять до 40 рабочих дней. А результаты всей проверки оформляются одним актом проверки по завершении выездной проверки (п. 65 Административного регламента N 354н). 

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки.

После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. 

Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.