Законотворцы продолжают совершенствовать положения отдельных статей налогового законодательства. Так, недавно был принят в первом чтении законопроект №128489-7, который вносит изменения в ст.251 и ст.271 НК РФ. Другим законопроектом, подготовленным Минфином РФ от 14.04.2017 г., внесенным на рассмотрение Госдумы, уточнен порядок применения отдельных налоговых льгот.
В чем суть данных законопроектов?
С 1 января 2011 г. действует редакция пп.3.4 п.1 ст.251 НК РФ, согласно которой не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, в частности доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства перед соответствующими акционерами или участниками, а также на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества.
В законопроекте №128489-7 предлагается изложить пп.3.4 п.1 ст.251 НК РФ в следующей редакции: не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, в частности, доходы в виде невостребованных участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества.
Кроме того, законодателями предлагается дополнить п.1 ст.251 НК РФ новым пп.3.5 следующего содержания: не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством.
Необходимость изменения формулировки связана, в первую очередь, с тем, что с 1 сентября 2014 г. в ГК РФ внесены изменения и дополнения. В частности, урегулирован вопрос, связанный с вкладами в имущество хозяйственного товарищества или общества.
Кроме того, в 2016 году внесены соответствующие изменения в Федеральный закон
от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Поэтому, учитывая изменения гражданского законодательства, законопроектом предлагается положения данных подпунктов ст.251 НК РФ привести в соответствие с ГК РФ, выделив в отдельный подпункт доходы в виде вклада участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество, и сохранив в данном подпункте лишь положение, касающееся невостребованных дивидендов (части прибыли), восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, - в целях исключения повторного обложения их налогом на прибыль организаций.
Законопроектом также предлагается включить плату концедента в виде денежных средств в состав облагаемых доходов, установив порядок ее признания для целей исчисления налога на прибыль организаций, аналогичный порядку признания полученных субсидий (дополненный пп.37 п.1 ст.251 и п.4.1 ст.271 НК РФ). Концедент – это вторая сторона концессионного договора, в котором определяются права, обязанности и ответственность концедента и концессионера, а также условия осуществления концессий.
Законопроектом планируется, что указанные изменения вступят в силу с 1 января 2018 г.
Еще один проект по внесению изменений в первую и вторую части НК РФ был подготовлен 14 апреля 2017 г. Минфином РФ.
Данным законопроектом вводится ограничение на применение специального (повышающего) коэффициента к основной норме амортизации. Так, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ и предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, за исключением зданий.
Целый блок поправок, внесенных данным законопроектом, направлен на решение комплекса проблем, связанных с необходимостью представления гражданами в налоговый орган документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам, а также на уточнение ряда налоговых льгот.
На сегодняшний день физические лица должны собрать документы, подтверждающие налоговые льготы, когда такие документы могут быть получены непосредственно налоговым органом.
Что в этой части предлагается законопроектом?
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы (в части транспортного налога, налога на имущество, земельного налога), представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по сведениям, указанным в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает такие документы у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти документы (информация).
В свою очередь, лицо, получившее запрос налогового органа о представлении документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу документов, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу.
Формы заявления о предоставлении налоговой льготы и запроса налогового органа, порядок их заполнения, форматы представления указанных заявления и запроса в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.3 ст.361.1 НК РФ, п.10 ст.396 НК РФ, п.6 ст.407 НК РФ).
Изменения внесены и в части уплаты земельного налога по кадастровой стоимости, в случае изменения категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Так, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения категории земель и (или) разрешенного использования участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка (п.1 ст.391 НК РФ).