Регистрация НКО намного сложнее, чем ООО. Зарегистрировать НКО можно и удаленно. Каковы плюсы и минусы онлайн регистрации?
Учредители решили осуществлять свою деятельность в форме НКО. Затем нужно выбрать оптимальную форму НКО и привлекательный режим налогообложения.
Напомним, что в форме НКО могут быть созданы религиозные, общественные организации, фонды, частные, государственные и муниципальные учреждения, АНО, ТСЖ, ассоциации и т.п.
Выбрав определенную форму НКО, встает вопрос о регистрации.
Для того чтобы зарегистрировать НКО, нужно правильно заполнить всю необходимую документацию, подготовить внушительный пакет документов. Регистрация НКО – сложный и долгий процесс, который длится примерно месяц.
Как можно направить документы на регистрацию НКО?
Подготовленный пакет документов можно направить по почте с описью вложения либо лично обратиться в территориальное подразделение Минюста или в Минюст, либо зарегистрировать НКО онлайн. Документы на регистрацию можно подать и через МФЦ.
Для некоторых НКО регистрирующим органом является налоговая инспекция. Например, для товарищества собственников недвижимости и потребительских кооперативов. Документы на регистрацию этих НКО направляются в МИФНС №46 по г. Москве.
Какие шаги нужно предпринять для онлайн регистрации НКО?
Начиная с 1 марта 2020 г., зарегистрировать НКО можно через портал госуслуг. Поскольку НКО регистрирует Минюст, то вся процедура проходит по правилам, установленным приказом Минюста от 30.12.2011 г. №455.
Возможность электронной регистрации предусмотрена ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Первый шаг регистрации начинается с расходов.
Для этого учредителю НКО нужно купить усиленную квалифицированную электронную подпись (далее по тексту – КЭП). Если заявление и документы подписать усиленной КЭП, то уже тогда подпись нотариуса на заявлении, представляемом на регистрации, не требуется.
Стоимость усиленной КЭП различается по регионам и может составлять до 3,5 тысяч рублей.
Для того чтобы отсканировать документы, подлежащие отправке, нужен сканер. Вместо сканера можно скачать специальное приложение на мобильном телефоне.
Как подать документы на государственную регистрацию онлайн?
Для начала нужно иметь учредителю НКО подтвержденную учетную запись на госуслугах.
Необходимо зайти в раздел «Услуги» либо в поисковой строке сайта набрать название требуемой услуги.
Откроется страница с категорией услуги – «Принятие решения о государственной регистрации НКО» ( https://www.gosuslugi.ru/16402). Из раскрывшегося перечня услуг необходимо выбрать нужную услугу. Например, государственная регистрация иных НКО при их создании.
В отдельный раздел выделены услуги по государственной регистрации общественного объединения, политической партии и ее регионального отделения, а также религиозной организации.
Далее необходимо выполнить действие – «Получить услугу», выбрать адресата – это Минюст или его территориальное подразделение.
После этого заявитель последовательно заполняет необходимые поля: наименование НКО.
Если НКО использует в своем названии слова «Россия» или «Российская Федерация», то нужно получить специальное разрешение от Правительства РФ. Исключение составляют общероссийские общественные объединения. Таким НКО никакого разрешения не требуется.
После этого вводятся данные заявителя. Затем нужно скачать и запустить специальную программу формирования транспортного контейнера.
Так называемый транспортный контейнер – это программное обеспечение, которое совместно разработано Минюстом и ФНС. На странице с получением услуги имеется ссылка на скачивание данной программы – это третий шаг в предоставлении услуги.
Далее нужно прикрепить так называемый транспортный контейнер с документами.
Размер транспортного контейнера должен быть не более 5 Мб.
С помощью этой программы и происходит отправка документов в Минюст. Сами документы, включаемые в транспортный контейнер, должны отвечать требованиям, приведенным в Порядке, утвержденном ФНС России от 12.10.2020 г. №ЕД-7-14/743@.
Файлы документов в виде отсканированных образов подписываются усиленной КЭП.
Срок предоставления услуги – 17 рабочих дней, в течение 1 рабочего дня заявление должно быть зарегистрировано.
БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НКО
Каковы плюсы и минусы онлайн регистрации?
Безусловно, положительной стороной является возможность отправки документов с любой точки мира, где есть Интернет. Заявитель не тратит бумагу, распечатывая внушительный пакет документов. Можно сэкономить на уплате госпошлины.
Но сложности возникают в момент отправки документов. Достаточно только зайти на регистрационный форум ( https://regforum.ru/forum/showthread.php?t=249109) и ознакомиться с отзывами заявителей, пытавшихся зарегистрировать НКО через госуслуги.
Например, среди них такие: «…не можем 2 дня подать документы на регистрацию через Госуслуги. получили ЭЦП, скачали транспортный контейнер Минюста. Через него сформировали пакет документов. При нажатии кнопки «Отправить заявление» крутится цветная шестерка и больше ничего не происходит. Служба поддержки ничего не может пояснить».
Это далеко не единственный пользователь, у которого «что-то пошло не так». Другой пользователь тоже пишет, что «пробовал по-разному собирать контейнер, не знаю уже, что и делать».