В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Физические и юридические лица, являющиеся работодателями и заказчиками работ (услуг) для привлечения и использования иностранных работников и заключения с ними трудовых и гражданско-правовых договоров должны в установленном порядке получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
НОВЫЙ РАЗМЕР ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
Исключения составляют случаи, когда разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется, если работодатель и заказчик работ (услуг) привлекают и используют иностранных работников, которые:
- прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
- являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ;
- являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ;
В случае принятия на работу иностранных работников, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на работодателя и заказчика работ (услуг) возлагается обязанность в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина уведомить об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такая обязанность закреплена в п. 4.7. ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.
Особая категория иностранных работников – высококвалифицированные специалисты, которые пользуются рядом льгот для осуществления на территории РФ трудовой деятельности.
При привлечении на работу высококвалифицированного специалиста на работодателя и заказчика работ (услуг) возлагаются следующие обязанности:
- в течение тридцати дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель или заказчик работ (услуг) обязан представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах Российской Федерации
- ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В случаях нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, к нарушителю применяются нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ, в частности ст. 18.15, которая гласит:
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»