Дата и номер ФЗ | Суть изменений | Влияние на налогоплательщиков |
---|---|---|
1) ФЗ от 28.06.2013 N 134-Ф3 | Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, декларации по НДС должны будут представлять в электронной форме (п.5 ст. 174 НК РФ). | Стимулирование перехода налогоплательщиков на электронный документооборот. |
Ранее указанный закон внес изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ, которая предусматривает обязательную подачу налоговой декларации в электронной форме с 01 января 2014 года. Теперь же, с 01 января 2015 года налоговую декларацию по НДС в электронной форме обязаны подавать и комиссионеры, агенты и посредники, не являющиеся налогоплательщиками НДС по тем операциям, по которым они получают и выставляют счета-фактуры. Декларация подается по месту учета в установленный срок и по установленному формату в электронной форме, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, | ||
2) ФЗ от 20.04.2014 N 81-ФЗ | Налогоплательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п.3 ст. 169 НК РФ). | Сокращение избыточного документооборота, упрощение правил ведения учета по налогу на добавленную стоимость, сокращение избыточного документооборота с 1 января 2015 г., что ведет к сокращению времени на учет счетов-фактур у налогоплательщика |
Отменяется обязанность вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур (п.3 ст. 169 НК РФ нов. ред.). Необходимость их наличия для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС также отменяется (п.6 ст. 145 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что аналогичных изменений в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» на сегодняшний день не внесено, возможно они будут приняты в конце года, но даже если чиновники не успеют их внести, можно смело применять нормы НК РФ, как документа, обладающего большей юридической силой. Данное упрощение документооборота будет распространяться не на всех. Так, с 2015 года лица, не являющиеся налогоплательщиками (в том числе организации, применяющие УСН), налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров будут обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная обязанность установлена новым п. 5.2, которым дополнена ст. 174 НК РФ. Таким образом, вышеуказанные лица в 2014 году были обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности, но обязанность по его представлению в налоговый орган возникнет только с 2015 года. Следует отметить, что напрямую ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по представлению в налоговые органы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур законодательством не предусмотрена. Однако в случае непредставления данного журнала в установленный законодательством срок застройщик, применяющий УСН и не признаваемый налоговым агентом, по нашему мнению, может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ. Если вы не хотите изменять существующий документооборот в компании и использование данных журналов для вас удобно, вы можете продолжать их ведение и в следующем году, прописав эту особенность в учетной политике. |
||
3) ФЗ от 21.07.2014 N 238-Ф3 | Сокращение избыточного документооборота, упрощение правил ведения учета по налогу на добавленную стоимость, сокращение избыточного документооборота с 1 января 2015 г., что ведет к сокращению времени на учет счетов-фактур у налогоплательщика | Улучшение качества проверок, упрощение системы администрирования НДС и предотвращение уклонения от уплаты налогов. |
4) ФЗ от 28.06.2013 N 134-Ф3 | Будет закреплен перечень документов, сведения из которых обязательны для включения в налоговую декларацию по НДС (новый п. 5.1. ст. 174 НК РФ). | Улучшение качества проверок, упрощение системы администрирования НДС и предотвращение уклонения от уплаты налогов, противодействие незаконным финансовым операциям. |
Согласно указанному пункту в новой редакции, состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На сегодняшний день документ, определяющий подобный состав сведений не принят. | ||
5) ФЗ от 28.06.2013 N 134-Ф3 | Посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами, должны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур при осуществлении посреднической, экспедиторской деятельности либо деятельности застройщика в том случае, если они освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками данного налога (новый п. 3.1. ст. 169 НК РФ). | Улучшение качества проверок, упрощение системы администрирования НДС, в части освобождения от налогообложения НДС и предотвращение уклонения от уплаты налогов. |
*Письмо Федеральной налоговой службы от 21 октября 2014 г. N СА-16-7/279@ «О новациях в налоговом законодательстве РФ, вступающих в силу с 1 января 2015 г. и их влиянии на налогоплательщиков».
Еще одно нововведение, вступающее в силу с 01 января 2015 года касается понятия «суммовые разницы». С нового года данное понятие в главе 21 «НДС» НК РФ применяться не будет. В целях исчисления НДС оно будет заменено на понятие «разницы в сумме» (абз.5 п.1 ст. 172 НК РФ). Напомним, что из из ПБУ 9/99 «Доходы организации» и из ПБУ 10/99 «Расходы организации» понятие «суммовые разницы» исключены уже давно, но в налоговом учете и на практике по-прежнему используются, если цена товаров (работ, услуг) выражена в условных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. В бухгалтерском учете отражение суммовых разниц производится по правилам, указанным в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", что касается налогового учета, то понятие «суммовые разницы» заменили на «разницы в сумме».
При начислении НДС руководствуемся пунктом 4 статьи 153 НК РФ: если при реализации по договорам товаров (работ, услуг), обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБР на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база не корректируется. Разницы по сумме при последующей оплате товаров (работ, услуг) учитываются в составе внереализационных доходов или расходов (п. 4 ст. 153 НК РФ).
Что касается вычета по НДС, то по общему правилу, право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии абзацем 5 п. 1 ст. 172 НК РФ при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Суммовые разницы в части налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов или в составе внереализационных расходов.
Отметим, что по сделкам, заключенным ранее, доходы (расходы) в виде суммовой разницы учитываются в порядке, действующем до 2015 года.