Налоговики исключат 27 стран из обмена данными о международных компаниях

Как происходит автоматический обмен налоговой информацией между странами? С какими странами Россия больше не сотрудничает в части обмена налоговыми сведениями? Что означает отказ предоставлять российским налоговикам информацию в рамках обмена для бизнесменов и российских граждан?

Возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств появилась у налоговиков еще в 2015 году (письмо Минфина, ФНС РФ от 22.12.2015 г. №ОА-4-17/22482@).

Главная задача такого обмена - выявление граждан и компаний, которые скрывают свои доходы от налогообложения за границей. Для выявления таких «уклонистов» ФНС РФ подписывает соглашения с компетентными органами других иностранных государств.

Кто является участниками международного обмена финансовой информации?

Перечень иностранных государств и территорий, которые сотрудничают с российскими налоговиками, публикуется на официальном сайте ФНС РФ (приказ ФНС РФ от 28.10.2022 г. №ЕД-7-17/986@).

Если ранее зарубежные страны охотно сотрудничали с российскими налоговиками, то в последнее время становится все труднее получить информацию от некоторых иностранных государств.

Участниками международного обмена информации являются три стороны (п.1 ст.142.1 НК РФ):

  • ФНС РФ;

  • компетентные органы зарубежных стран или территорий;

Например, в Турции - это Turkish Revenue Administration, который является главным уполномоченным органом, действующим при Минфине страны.

В ОАЭ - это федеральное налоговое управление «Fta», которое является государственным органом, ответственным за сбор и управление федеральными налогами.

  • оператор автоматического обмена информацией - ОЭСР либо другая компания, которая предоставляет доступ к системе передачи данных для автоматического обмена.

Как происходит международный обмен информацией?

Система автоматического обмена информацией не является ноу-хау российских налоговиков. Во всем мире используются единые стандарты обмена информацией.

Суть обмена заключается в том, что организации финансового рынка направляют налоговикам информацию о своих клиентах - налоговых нерезидентах РФ, а также о заключенных с ними договорах.

А ФНС РФ передает уже полученную информацию в компетентные органы зарубежных стран - участниц международного обмена информацией.

В свою очередь, ФНС РФ получает аналогичную информацию о налоговых резидентах РФ от компетентных органов иностранных государств.

Таким образом, международный обмен - это двустороннее движение. Сведения передаются зеркально как от наших налоговиков в компетентные органы зарубежных стран, так и от компетентных органов зарубежных стран в адрес российских налоговиков.

Налоговики самостоятельно не занимаются сбором и анализом полученных сведений, их задачей является передача информации в компетентные органы зарубежных стран - участниц обмена.

А обязанность предоставлять информацию налоговикам возлагается на страховые компании, банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, трасты, депозитарии, фондовые биржи, а также на иных участников финансового рынка. Информация предоставляется также о выгодоприобретателях либо контролирующих лиц, если они являются налоговыми резидентами иностранных государств (п.1 ст.142.2 НК РФ).

Важно знать, что некоторые участники финансового рынка не участвуют в передаче финансовой информации. Например, ЦБ РФ, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственный банк, Международный банк экономического сотрудничества (постановление Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693).

Какую информацию предоставляют в рамках международного обмена информацией?

В рамках международного обмена передается следующая информация:

  • сведения об организации финансового рынка, а также общие сведения;

Например, наименование и адрес организации финансового рынка, ИНН.

  • информация о клиенте - налоговом резиденте иностранного государства;
  • финансовая информация в разрезе каждого заключенного с клиентом договора организации финансового рынка.

Какие страны налоговики исключили из состава участниц международного обмена?

Продолжающаяся СВО на Украине, а также введенные антироссийские санкции, сократили перечень государств и территорий, которые участвуют в обмене информации.

Международный обмен информацией в 2023 году фактически не действует в отношении США, Великобритании, Швейцарии, Канады, Бельгии, Норвегии, Латвии и ряда других стран.

Поэтому налоговиками подготовлен проект об исключении 27 государств - членов Европейского союза, которые в одностороннем порядке заявили и прекратили автоматический обмен страновыми отчетами с РФ. Речь идет о таких странах, как Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация
Одновременно перечень планируется дополнить государствами Албания, Камерун, Доминиканская Республика, Мавритания и Папуа Новая Гвинея, а также территориями Монтсеррат и Фарерские острова.

Таким образом, 45 государств и 10 территорий заявили о готовности осуществлять автоматический обмен страновыми отчетами с РФ. А сейчас перечень содержит 67 государств и 8 территорий.

Что означает для бизнесменов и граждан отсутствие автоматического обмена информацией?

Разрыв автоматического обмена информацией не означает, что граждане или бизнесмены могут не декларировать свои зарубежные доходы, «залечь на дно» и не платить налоги в надежде на то, что никто ничего не узнает.

Лишены здравого смысла и рассуждения граждан о том, что можно не уведомлять налоговиков о счетах, открытых в зарубежных странах и о полученных доходах. Налоговики будут «по старинке» напрямую запрашивать сведения у налоговиков зарубежных стран, в которых получил доход налоговый резидент России.

Кроме того, раз меньше стало стран-участниц обмена, то гражданам придется сдавать отчеты налоговикам о движении денежных средств в сумме, эквивалентной 600 тыс. рублей, в отношении стран, не включенных в перечень.

И не исключено, что, учитывая политическую ситуацию, власти «подправят» российское законодательство, и физические лица будут вынуждены сдавать отчеты о любом движении денег по заграничному счету.

Негативные последствия ожидают и крупные международные группы компании с годовой выручкой более 750 млн рублей, которые сдают страновые отчеты (ст.105.16-3 НК РФ). Если материнская компания отчитывается в стране, с которой налажен обмен информацией, то в другой стране не нужно сдавать отчеты.

С прекращением обмена налоговики будут чаще запрашивать информацию у российских дочерних компаний международных групп о том, сдала ли материнская компания отчет.

 Подведем итоги. Планируемую отмена автообмена информацией между странами не следует рассматривать как индульгенцию от сокрытия дохода, полученного в зарубежных странах.