Как происходит автоматический обмен налоговой информацией между странами? С какими странами Россия больше не сотрудничает в части обмена налоговыми сведениями? Что означает отказ предоставлять российским налоговикам информацию в рамках обмена для бизнесменов и российских граждан?
Возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств появилась у налоговиков еще в 2015 году (письмо Минфина, ФНС РФ от 22.12.2015 г. №ОА-4-17/22482@).
Главная задача такого обмена - выявление граждан и компаний, которые скрывают свои доходы от налогообложения за границей. Для выявления таких «уклонистов» ФНС РФ подписывает соглашения с компетентными органами других иностранных государств.
Кто является участниками международного обмена финансовой информации?
Перечень иностранных государств и территорий, которые сотрудничают с российскими налоговиками, публикуется на официальном сайте ФНС РФ (приказ ФНС РФ от 28.10.2022 г. №ЕД-7-17/986@).
Если ранее зарубежные страны охотно сотрудничали с российскими налоговиками, то в последнее время становится все труднее получить информацию от некоторых иностранных государств.
Участниками международного обмена информации являются три стороны (п.1 ст.142.1 НК РФ):
-
ФНС РФ;
-
компетентные органы зарубежных стран или территорий;
Например, в Турции - это Turkish Revenue Administration, который является главным уполномоченным органом, действующим при Минфине страны.
В ОАЭ - это федеральное налоговое управление «Fta», которое является государственным органом, ответственным за сбор и управление федеральными налогами.
- оператор автоматического обмена информацией - ОЭСР либо другая компания, которая предоставляет доступ к системе передачи данных для автоматического обмена.
Как происходит международный обмен информацией?
Система автоматического обмена информацией не является ноу-хау российских налоговиков. Во всем мире используются единые стандарты обмена информацией.
Суть обмена заключается в том, что организации финансового рынка направляют налоговикам информацию о своих клиентах - налоговых нерезидентах РФ, а также о заключенных с ними договорах.
А ФНС РФ передает уже полученную информацию в компетентные органы зарубежных стран - участниц международного обмена информацией.
В свою очередь, ФНС РФ получает аналогичную информацию о налоговых резидентах РФ от компетентных органов иностранных государств.
Таким образом, международный обмен - это двустороннее движение. Сведения передаются зеркально как от наших налоговиков в компетентные органы зарубежных стран, так и от компетентных органов зарубежных стран в адрес российских налоговиков.
Налоговики самостоятельно не занимаются сбором и анализом полученных сведений, их задачей является передача информации в компетентные органы зарубежных стран - участниц обмена.
А обязанность предоставлять информацию налоговикам возлагается на страховые компании, банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, трасты, депозитарии, фондовые биржи, а также на иных участников финансового рынка. Информация предоставляется также о выгодоприобретателях либо контролирующих лиц, если они являются налоговыми резидентами иностранных государств (п.1 ст.142.2 НК РФ).
Важно знать, что некоторые участники финансового рынка не участвуют в передаче финансовой информации. Например, ЦБ РФ, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственный банк, Международный банк экономического сотрудничества (постановление Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693).
Какую информацию предоставляют в рамках международного обмена информацией?
В рамках международного обмена передается следующая информация:
- сведения об организации финансового рынка, а также общие сведения;
Например, наименование и адрес организации финансового рынка, ИНН.
- информация о клиенте - налоговом резиденте иностранного государства;
- финансовая информация в разрезе каждого заключенного с клиентом договора организации финансового рынка.
Какие страны налоговики исключили из состава участниц международного обмена?
Продолжающаяся СВО на Украине, а также введенные антироссийские санкции, сократили перечень государств и территорий, которые участвуют в обмене информации.
Международный обмен информацией в 2023 году фактически не действует в отношении США, Великобритании, Швейцарии, Канады, Бельгии, Норвегии, Латвии и ряда других стран.
Поэтому налоговиками подготовлен проект об исключении 27 государств - членов Европейского союза, которые в одностороннем порядке заявили и прекратили автоматический обмен страновыми отчетами с РФ. Речь идет о таких странах, как Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Одновременно перечень планируется дополнить государствами Албания, Камерун, Доминиканская Республика, Мавритания и Папуа Новая Гвинея, а также территориями Монтсеррат и Фарерские острова.
Таким образом, 45 государств и 10 территорий заявили о готовности осуществлять автоматический обмен страновыми отчетами с РФ. А сейчас перечень содержит 67 государств и 8 территорий.
Что означает для бизнесменов и граждан отсутствие автоматического обмена информацией?
Разрыв автоматического обмена информацией не означает, что граждане или бизнесмены могут не декларировать свои зарубежные доходы, «залечь на дно» и не платить налоги в надежде на то, что никто ничего не узнает.
Лишены здравого смысла и рассуждения граждан о том, что можно не уведомлять налоговиков о счетах, открытых в зарубежных странах и о полученных доходах. Налоговики будут «по старинке» напрямую запрашивать сведения у налоговиков зарубежных стран, в которых получил доход налоговый резидент России.
Кроме того, раз меньше стало стран-участниц обмена, то гражданам придется сдавать отчеты налоговикам о движении денежных средств в сумме, эквивалентной 600 тыс. рублей, в отношении стран, не включенных в перечень.
И не исключено, что, учитывая политическую ситуацию, власти «подправят» российское законодательство, и физические лица будут вынуждены сдавать отчеты о любом движении денег по заграничному счету.
Негативные последствия ожидают и крупные международные группы компании с годовой выручкой более 750 млн рублей, которые сдают страновые отчеты (ст.105.16-3 НК РФ). Если материнская компания отчитывается в стране, с которой налажен обмен информацией, то в другой стране не нужно сдавать отчеты.
С прекращением обмена налоговики будут чаще запрашивать информацию у российских дочерних компаний международных групп о том, сдала ли материнская компания отчет.
Подведем итоги. Планируемую отмена автообмена информацией между странами не следует рассматривать как индульгенцию от сокрытия дохода, полученного в зарубежных странах.