Инвентаризация неизменно гарантирует невероятное количество открытий - для собственника, для бухгалтера, для материально ответственных лиц. Сколько нового выясняется при сравнении данных бухучета с данными, полученными по итогам инвентаризационных мероприятий…
Однако инвентаризация была и остается чуть ли не единственным и, в любом случае, основным способ проконтролировать сохранность имущества (будь то ОС или МПЗ), а равно и оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта на определенную дату.
Методы инвентаризации должны избираться в зависимости от того, какие объекты ревизуются, а также в связи с чем проводится мероприятие.
Свобода выбора
Назначение и проведение инвентаризации может быть обязательным по прямому указанию нормативного акта. Однако ее методы остаются на усмотрение лица, принимающего решения, поскольку ему лучше любого методиста известны обстоятельства и особенности его бизнеса.
Классический пример: выявление хищения на торговой точке. При таких обстоятельствах ревизия может быть осуществлена как методом сплошной инвентаризации, так и выборочно, только на одной проблемной точке.
На практике применяются следующие методы инвентаризации:
-
натуральная;
-
документальная;
-
сплошная;
-
выборочная;
-
быстрая, предполагающая переучет товаров по каждое группе на определенную дату;
-
сравнение – метод, применяемый для количества конкретной группы на начало и завершение конкретного промежутка времени;
-
непрерывная – незаменима, если требуется обеспечить учет объектов в течение всего времени его хранения.
На самом деле и по документам
Выделяют проверки натуральные и документальные. При первой, натуральной инвентаризации непосредственно оценивается наличие и отсутствие объекта инвентаризации, подсчет, определение веса, обмер. Натуральная инвентаризация незаменима для определения расхождении между данными бухучета и реальным наличием ОС, запасов (МПЗ), бланков СО, наличности. Натуральная инвентаризация предполагает непосредственный контакт с объектами проверки, определение их количества, подсчет, обмер, определение веса и аналогичные мероприятия.
Документальная проверка, как следует из названия, предполагает изучение не непосредственно объекта, а бумаг на него. И потому применяется для инвентаризации вещей неосязаемых – например, расходов будущих периодов, финобязательств и т.п.
Сплошь и выборочно
Методы инвентаризации диктуются ее целями и причинами. Например, если уже произошло или только грядет нечто глобальное, как-то – «верстка» годовой отчетности, продажа бизнеса, процедуры реорганизации или же полной ликвидации, - то необходима сплошная проверка всей полноты активов и обязательств. Она необходима также при смене лица, облеченного полной материальной ответственностью. Уточнению и проверке подлежит фактическое наличие всех активов, закрепленных за данной персоной, что четко установлено соответствующими методуказаниями по учету.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
При этом необходимо:
-
осуществить проверку точно на дату передачи ТМЦ;
-
обеспечить присутствие материально ответственной персоны при проверке, но никак не в составе комиссии;
-
фиксировать итоги в трех экземплярах документов (актов, описей), с тем, чтобы один выдать под роспись матответственному лицу.
Пренебрежение этими правилами обязательно приведет к тому, что при выявлении недостачи получить возмещение от виновного будет нереально, если только он сам на это не пойдет.
Выборочные проверки могут проводиться между основными инвентаризациями, причем как в добровольном, так и в обязательном порядке. Обязательным это мероприятие становится, если имело место некое ЧП (природного или антропогенного характера), повлекшее за собою либо гибель, либо повреждение имущества.