Бизнесмены для того, чтобы привлечь внимание к своему товару или услуге нередко придумывают непривычные иногда даже странные названия. Но зарегистрировать подобные знаки не всегда возможно. Какие товарные знаки не пройдут регистрацию в Роспатенте и почему знаки с использованием матерных слов запрещены, расскажем в этой статье.
Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака?
За восемь месяцев 2023 года было подано 94359 заявок на товарный знак, регистрацию прошли 58801. Роспатент отклонил заявки из-за различных нарушений, в том числе, и использование запрещенных законодательством обозначений.
Знаки, которые не пройдут регистрацию в Роспатенте, как товарные:
-
Общепринятые обозначения. Например, чаша со змеей для обозначения медицинских услуг или фармацевтических товаров:
-
Названия, вводящие в заблуждение покупателя. Как пример — на коробке молока указано, что оно натуральное, однако в его производстве используется сухое молоко.
-
Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление. К примеру, торговая марка Dictaphone была зарегистрирована как название компании в 1907 году. Со временем устройства для записи начали называть диктофонами;
-
Назначение, свойства и форма товаров. Наиболее яркие примеры — это вода и хлеб, их невозможно зарегистрировать как товарный знак.
-
Международная, национальная и наградная символика. Как товарный знак нельзя использовать флаг, герб, гимн, ордена, медали, обозначения международных организаций. В исключительных случаях, эту символику могут использовать некоммерческие организации и госкорпорации;
-
Названия природных и культурных объектов, охраняемых законом. Например, нельзя назвать гостиницу — Воронцовский дворец или Кремль, так как эти названия внесены в госреестр исторических и культурных ценностей РФ.;
-
Незаконное использование объектов авторского права. Название произведений, использование персонажей невозможно использовать в качестве товарного знака, так как они охраняются авторским правом. Исключением может быть если срок регистрации авторского права закончился. А именно правообладатель умер, и с этого момента прошло еще 70 лет;
-
Использование имен или псевдонимов известных лиц. если при регистрации в товарном знаке есть Фамилия или псевдоним известного человека, то Роспатент скорее всего отклонит эту заявку, если нет разрешения от самого человека или это не противоречит нацинтересам;
-
Несоответствие общественных норм морали и гуманности. Например, товарный знак водки «Исповедальная», нарушает чувства верующих;
-
Практически абсолютное сходство с другими товарными знаками. Товарный знак, который практически идентичен известному бренду, не будет зарегистрирован Роспатентом;
-
Совпадение с коммерческими обозначениями и фирменными названиями.
Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака нужно проверить, не подпадает ли выбранное обозначение под запрет.
Провокационные товарные знаки, прошедшие регистрацию в Роспатенте
Роспатент не зарегистрирует товарный знак, если он не соответствует всем требованиям, и не нарушает установленные законом правила. Но бывают и исключения.
Одни из примеров такого исключения можно считать московский ресторан «Кафе Пушкинъ».
Название, казалось бы, противоречит требованиям Роспатента о неиспользовании в товарных знаках фамилий известных людей, но тем не менее, такой знак зарегистрирован. При подаче заявки рестораторы предоставили, как аргумент, известную песню «Натали» Жильбера Беко, где автором упоминается кафе «Пушкин». Приезжающие в Москву иностранцы, которым очень нравилась песня «Натали», обязательно хотели посетить такое кафе, а его не было. Поэтому рестораторы решили взять себе название и логотип «Пушкинъ», Роспатент согласился с такими доводами и товарный знак прошел регистрацию.
Еще не менее креативный товарный знак был зарегистрирован магазином продуктов.
Такой товарный знак был зарегистрирован Роспатентом.
Не менее экстравагантный товарный знак был зарегистрирован для часов драгоценных, недрагоценных изделий и монет.
Такой неоднозначный товарный знак выбрали производители мороженого, замороженного льда йогурта.
Не менее провокационный товарный знак зарегистрировали продавцы крафтового пива.
Крепкий портер продается с этикеткой, где буква «О» в форме петли для виселицы. Тем не менее, этот знак прошел регистрацию в Роспатенте.
Почему законодательством запрещена регистрация товарных знаков с матом?
Неоднозначное отношение к регистрации товарных знаков нарушающие нормы гуманности и морали, а в частности, нецензурных слов.
Производителю пива и безалкогольных напитков из Марий Эл, который хотел зарегистрировать товарный знак «Ёшкин кот», Роспатентом было отказано. Однако товарный знак был видоизменен, и прошел регистрацию, как «Йошка Кот», где слово Йошка стало кличкой кота.
В 2016 году владельцами сети доставок роллов была подана заявка на регистрацию торгового знака «ЁбиДоЁби». Роспатентом этот знак был зарегистрирован, так как было предоставлено неоспоримое доказательство — «ебидоеби», в переводе с японского языка, означает дословно «день недели — суббота».
Но обладатели «ЁбиДоЁби» продолжают провоцировать своими названиями сетов роллов «Сисяке», «Бич», «Куни ли» и другие весьма пикантные обозначения.
В 2021 году Роспатент отказал в регистрации товарного знака «ЁбиДоЁби», признав название компании и наименование производимой продукции непристойными и нарушающими законы гуманности и морали.
Выход из этой ситуации есть — изменить название на более благозвучное.
Но компания со скандальным названием, сдаваться не собирается и создала ассоциацию брендов со спорными неймингами, в которую уже вошли рюмочная «Дядя Блёва», пивной магазин «Сиська пива», магазин рыболовных товаров «Козявочная», сидрерия «Сосидр».
Конечно, отличным маркетинговым ходом считается использование эпатажного, необычного и даже провокационного товарного знака. Решив зарегистрировать креативный товарный знак, нужно помнить, что не все товарные знаки с броским изображением или дерзким текстом пройдут регистрацию в Роспатенте.