Бухгалтеру практически всегда не хватает времени на полноценную подготовку годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. Поэтому следует провести ряд важных процедур в конце 2016 г.
Анализ первичных учетных документов
Прежде всего бухгалтеру необходимо проверить имеющуюся «первичку» и проанализировать дебиторскую задолженность в части авансов выданных, поскольку большая часть документов за декабрь 2016 г. поступит в бухгалтерию только в январе 2017 г. Чтобы исключить вероятность «потерявшихся» документов для закрытия дебиторской задолженности по авансам выданным, следует составить реестр недостающих документов (счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг).
Эти процедуры необходимо провести в декабре 2016 г. бухгалтерам компаний, которые рано формируют годовую бухгалтерскую отчетность.
Например
Крупные компании, компании с разветвленной филиальной сетью представляют в «головную» компанию годовую отчетность уже в январе 2017 г.
По итогам 2016 г. бухгалтеру предстоит отчитаться по некоторым налогам по новым отчетным формам.
Так, декларация по налогу на прибыль за 2016 г. будет сдаваться по новой обновленной форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.16 г. № ММВ-7-3/572.
По новой форме также необходимо сдать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2016 г. Приказом ФНС России от 10.10.16 г. № ММВ-7-11/552 утверждена форма 3-НДФЛ.
Напомним, что налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ обязаны представить лица, указанные в ст. 227 и 228 НК РФ (в частности, индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, частные нотариусы, а также лица, занимающиеся частной практикой, физические лица, получающие доходы согласно гражданско-правовым договорам от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА (I ЧАСТЬ)
Касательно отчетности по НДС ситуация иная. За IV квартал 2016 г. налогоплательщики представляют налоговую декларацию по действующей форме. Впервые по новой форме декларации налогоплательщикам предстоит отчитаться за I квартал 2017 г. Налоговыми органами подготовлен проект изменений в налоговую декларацию по НДС по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@.
Ряд налогоплательщиков может представлять в налоговую инспекцию единую упрощенную декларацию. За 2016 год декларация сдается по «старой» форме.
Напомним, что основными условиями для представления единой (упрощенной) декларации, которая заменяет до 4 налогов, являются:
- отсутствие в отчетном периоде денежных потоков (как в кассе, так и на счетах компании в банках);
- отсутствие по этим налогам объектов налогообложения.
ФНС России подготовлен проект изменений в единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина России от 10.07.07 г. № 62н.
Плательщики ЕНВД представляют отчетность по форме, утвержденной приказом ФНС России от 4.07.14 г. № ММВ-7-3/353@. ФНС России подготовлен проект изменений в налоговую декларацию по ЕНВД для отдельных видов деятельности, в частности изменению подлежит раздел 3 «Расчет суммы ЕНВД за налоговый период».
АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ МОСКВА
ФНС России также подготовлен проект изменений в налоговую декларацию по транспортному налогу, форма которой была утверждена приказом ФНС России от 20.02.12 г. № ММВ-7-11/99@; при этом налоговые органы планируют применение новой формы транспортной декларации начиная с налоговой отчетности за 2016 год. Прежде всего корректировка существующей формы необходима для учета изменений, касающихся понятия «месяц регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.)», а также других изменений, которым подверглась глава 28 НК РФ.
Плательщики УСН отчитываются за 2016 год по форме налоговой декларации, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.16 г. № ММВ-7-3/99@.
Как видим, изменениям подлежат многие формы налоговой отчетности
В части «страховой» отчетности отметим, что за 2016 год отчет представляется по правилам, установленным в Законе о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ (в ред. от 3.07.16 г.). С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. Введенные новации как таковыми не являются, поскольку до 2010 г. аналог страховых взносов – ЕСН контролировали налоговые органы (с 1 января 2017 г. вступят в силу новые главы НК РФ – глава 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и глава 34 «Страховые взносы» (см. «Финансовая газета» № 39).
Новый расчет по страховым взносам следует представить не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом в налоговый орган по месту нахождения организации и обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (абзац 1 п. 7 ст. 431 НК РФ в новой редакции). Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок – не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ в новой редакции).
Новая форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.16 г. № ММВ-7-11/551. Данная форма заменит привычный для бухгалтеров расчет по страховым взносам по форме № РСВ-1. Поскольку расчет по новой форме нужно сдать не позднее 2 мая 2017 г., то у бухгалтеров есть время ознакомиться с инструкцией по его заполнению.
По налогу на имущество изменения ждут налогоплательщиков, имеющих на балансе объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия, а также объекты, предусмотренные техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ. В отношении таких объектов с 1 января 2017 г. налоговая ставка по налогу на имущество устанавливается в размере 0%. Условия для применения нулевой ставки в отношении таких объектов поименованы в п. 3.1 ст. 380 НК РФ, а перечень такого недвижимого имущества утверждается Правительством РФ.
С 1 января 2017 г. установлены новые льготы и в части НДФЛ. Новая редакция п. 20.1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений.
Вернуть (зачесть) переплату по страховым взносам
Федеральным законом от 3.07.16 г. № 243-ФЗ предусмотрен внутриведомственный механизм передачи сведений от ПФР к ФНС России. С этой целью по состоянию на 1 января 2017 г. внебюджетные фонды должны определить по каждому страхователю суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.
В 2017 году принимать решение о зачете страховых взносов и о возврате переплаты по страховым взносам будет ФНС России. Следует учитывать при этом, что ПФР в срок до 1 февраля 2017 г. должен передать в налоговые органы сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 г. в электронной форме (п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ), т. е. реально вернуть переплату по страховым взносам, курируемым ФНС России, плательщики смогут не ранее февраля 2017 года.
Кроме того, плательщики ЕСН помнят межведомственную передачу сальдо расчетов от налоговой инспекции в ведение ПФР – зачастую переплата страховых взносов «терялась», изменялась сама сумма недоимки либо переплаты по страховым взносам.
Внести изменения в положения учетной политики
Проведение данных мероприятий связано с новациями, обозначенными в анализе первичных учетных документов вначале статьи, а также с применением новых правил игры. Например, изменения могут возникнуть в связи с необходимостью установления порядка раздельного учета выплат и страховых взносов административного персонала при совмещении обычного режима налогообложения и ЕНВД. Принцип распределения общих расходов между видами деятельности установлен в абзацах 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ.
В случае если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то необходимо прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (приказ Минфина России от 16.05.16 г. № 64н). В подобных ситуациях издается приказ об утверждении дополнений и изменений в учетную политику.
Для вновь созданных компаний либо перешедших на иной режим налогообложения возникает необходимость создания новой учетной политики.
Провести инвентаризацию имущества и обязательств
Необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств обусловлена следующими нормативными документами:
- п. 3 ст. 11 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ);
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49 (далее – Методические указания);
- п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее – Положение).
По общим правилам инвентаризацию имущества и обязательств необходимо провести перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 Методических указаний).
Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Проверять наличие библиотечных фондов – один раз в пять лет, а в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков (п. 27 Положения).
Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 5.5 Методических указаний).
Провести анализ предоставляемых налоговым законодательством льгот
В конце года бухгалтеру необходимо проанализировать перечень установленных льгот по отдельным налогам и отказаться от льгот, приведенных в п. 3 ст. 149 НК РФ (в части НДС). Порядок отказа установлен в п. 5 ст. 149 НК РФ.
Для того чтобы отказаться от льгот, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию заявление в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения операций от налогообложения или приостановить его использование. Невозможно отказаться от льготы на срок менее одного года. Установленной формы заявления об отказе от льготы нет, поэтому налогоплательщик может написать заявление в произвольной форме с обязательным указанием наименования льготируемой операции и периода освобождения от льготы.
Компании, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0%, если они соответствуют определенным критериям, обозначенным в п. 3 ст. 284.1 НК РФ.
Бухгалтеру в конце года следует проверить соблюдение установленных критериев для применения нулевой ставки, т. е. необходимо просчитать:
- долю доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
- численность работников в штате организации;
- численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста (для медицинских организаций).
Составить график отпусков
В небольших компаниях бухгалтер часто совмещает функции кадровика. До 16 декабря 2016 г. необходимо утвердить график отпусков работников компании (часть 1 ст. 123 ТК РФ).
Этот документ могут истребовать при проверке соблюдения трудового законодательства, проводимой сотрудниками Рострудинспекции.
За его несоблюдение установлен штраф (ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для индивидуальных предпринимателей – от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
По какой форме составлять график отпусков? Напомним, что начиная с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст. 9 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ), которые будут содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Существует и другой вариант – взять за основу привычную форму № Т-7 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5.01.04 г. № 1) и добавить в нее дополнительные графы либо столбцы, или, наоборот, убрать ненужные для компании.
Уведомить налоговую инспекцию о выборе ответственного обособленного подразделения
Если у компании имеется несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то компания может уведомить налоговую инспекцию о выборе ответственного обособленного подразделения, через которое будет производиться уплата налога на прибыль в региональный бюджет.
При принятии такого решения компания должна направить в налоговый орган по месту ее нахождения уведомления по форме, рекомендованной в письме ФНС России от 30.12.08 г. № ШС-6-3/986 (уведомление № 1 и 2).
Уведомить налоговую инспекцию об изменении способа уплаты авансовых платежей
Компания вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в 2017 г. исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря 2016 г. Установленной формы уведомления нет, поэтому налогоплательщик может написать заявление в произвольной форме. Если компания переходит на уплату налога из фактически полученной прибыли с 1 января 2017 г., то перечислять авансы за предыдущий квартал не нужно (письмо ФНС России от 9.06.16 г. №СД-4-3/10335@).
Осуществить переход на УСН
Если компания решила с 2017 г. применять УСН, то она должна подать уведомление в налоговую инспекцию о переходе на УСН в срок не позднее 31 декабря 2016 г. по форме, утвержденной приказом ФНС России от 2.11.12 г. № ММВ-7-3/829@.
Уведомление можно представить по телекоммуникационным каналам связи в электронном формате, утвержденном приказом ФНС России от 16.11.12 г. № ММВ-7-6/878@.
Для компаний, которые планируют перейти на УСН, размер дохода за 9 месяцев 2016 г. не должен превышать 59,805 млн руб. С 1 января 2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за 9 месяцев 2016 г., в котором подается уведомление о переходе на данный специальный режим, не превысит 90 млн руб.
Проверка статуса работника для расчета НДФЛ
В конце года бухгалтер должен определить статус физического лица, поскольку от статуса работника зависит порядок обложения НДФЛ его доходов (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).
Напомним, что для налоговых резидентов применяется ставка НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ – 30%.
Статус налогового резидента РФ подлежит уточнению в конце налогового периода, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в течение года (постановление КС РФ от 25.06.15 г. № 16-П).
Если в течение календарного года налоговый статус иностранного работника менялся (работник приобрел или, наоборот, утратил статус резидента), то сумму НДФЛ с его доходов необходимо корректировать.
Окончательный налоговый статус работника в зависимости от времени его нахождения на территории РФ в текущем году определяется только по итогам налогового периода. Если по итогам 2016 года работник не приобрел статус налогового резидента (т.е. находился на территории РФ менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, уплаченных в 2016 г. по ставке 30%, не производится (письмо Минфина России от 16.03.16 г. № 03-04-05/14418).
"ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА"N 44 (1279), 1 декабря 2016 года