Текучесть кадров, особенно узкоспециализированных, может негативно отразиться на всех бизнес-процессах. Предотвратить это негативное явление на 100% невозможно. Кто-то может найти более выгодные условия у другого работодателя, другого придется уволить из-за многократных грубых нарушений дисциплины труда. Но минимизировать отток персонала из организации можно и нужно.
Как рассчитать текучесть кадров?
Показатель текучести кадров можно контролировать, как и динамику этого процесса. Чтобы правильно принимать управленческие решения, необходимо периодически проводить расчет коэффициента текучести кадров (далее — КТК).
КТК — соотношение численности уволившихся сотрудников к общему количеству специалистов организации. Показатель позволяет:
-
проанализировать кадровую политику в компании;
-
выявить распространенные причины увольнения;
-
оценить необходимость разработки и внедрения в фирме новых методик в области подбора персонала;
-
разработать меры по улучшению условий труда на предприятии.
КТК определяют в процентном выражении по формуле:
Пример расчета: из фирмы за год уволилось 20 сотрудников. Среднесписочная численность специалистов составляет 200. 20 делим на 200 и умножаем на 100. Получаем 10%. Динамику можно оценивать по-разному, в зависимости от исследуемой сферы.
Например, в банковском секторе и юридической сфере 10% считается пограничным показателем между нормой и негативной тенденцией. В сегменте HoReCa нормой является КТК на уровне 20–30%, как и в области страховых услуг. А вот в ИТ 10–15% — уже высокие показатели, которые требуют реагирования.
Самая большая текучесть кадров наблюдается по неквалифицированным работникам. По таким сотрудникам КТК может достигать 50–60%.
Нормальная или «естественная» текучесть кадров составляет 3–7%. Такая тенденция приносит бизнесу только пользу за счет:
-
изменения возрастной структуры кадров;
-
повышения потенциала кадров.
Какие причины могут быть у высокой текучки?
В нестабильных секторах экономики и малых предприятиях текучесть кадров всегда высокая. На динамику оттока персонала влияют многие факторы:
-
неудовлетворенность уровнем зарплаты и(или) условиями труда;
-
негативный климат в коллективе;
-
плохие отношения с непосредственным руководителем;
-
удаленность работы от дома;
-
отсутствие перспектив карьерного роста;
-
скучная и монотонная работа.
Причины текучести персонала разные. Но эксперты выявили общую тенденцию: отток кадров коррелирует с квалификацией персонала. Чаще всего увольняются рабочие на производствах и рядовые сотрудники. Исключение — предприятия, относящиеся к сегменту «градообразующих»: в них текучка меньше. Дольше других занимает рабочие места административный персонал.
Как снизить и предотвратить текучку кадров?
Задача кадровиков и руководителей всех подразделений — разработать грамотную систему мотивации (KPI), чтобы сотрудники понимали, за что им платят и как заработать больше. Ведь денежная мотивация — самая мощная. Но это не значит, что нематериальные способы не работают.
Руководителям и кадровым специалистам нужно непрерывно следить за атмосферой в коллективе, выявлять и разрешать малейшие конфликты между персоналом, способствовать тимбилдингу и созданию дружественной атмосфере в коллективе.
При появлении первых «тревожных звоночков» руководителю нужно провести анализ причин и выявить действенные методы устранения проблемы. Чтобы определить главные основания, по которым работники покидают компанию, нужно:
-
внедрить систему опросов и анкетирования;
-
изучать данные исследований и статистику в области управления персоналом;
-
предоставить сотрудникам возможность высказаться и внести предложения по поводу улучшения рабочих вопросов.
Снизить текучесть кадров можно, если:
-
контролировать процесс приема и адаптации персонала;
-
применять действенные материальные и нематериальные методы мотивации;
-
давать сотрудникам тот объем работы, с которым они могут справиться;
-
обеспечивать людей комфортными условиями труда.
Грамотное управление персоналом — основной фактор, который позволяет снизить отток сотрудников из фирмы. При правильном подходе к кадровой политике можно в несколько раз улучшить показатели деятельности фирмы.
Есть ли польза от текучки персонала?
Замена сотрудников — предпенсионеров или пенсионеров новыми кадрами — нормальная практика. Обновление коллектива за счет молодых специалистов —позитивная тенденция. Но если текучесть персонала выйдет из-под контроля, бизнес рискует столкнуться с рядом проблем.
Постоянная смена сотрудников:
-
негативно влияет на продуктивность работы всех отделов — новичкам приходится осваивать все бизнес-процессы с нуля:
-
тормозит развитие компании — в том числе из-за повышения издержек на найм кадров;
-
плохо отражается на репутации компании — сотрудники начинают задумываться о том, почему их коллеги выбирают другого работодателя. Ведь «свято место пусто не бывает».
МЕТОДИКИ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА