Какие правовые и налоговые последствия возникают в случае несовпадения юридического и фактического адреса компании?
Для начала разберемся с терминологией.
Гражданское законодательство не содержит понятия «фактического адреса» компании. В п.2 ст. 54 ГК РФ речь идет о месте нахождения компании, а в п.3 ст.54 ГК РФ – адресе юридического лица.
Напомним, что в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ), действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. В настоящее время вносятся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.
Различия этих терминов мы приводили в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Первоначально, сведения об адресе компании предоставляются в налоговый орган в момент государственной регистрации организации и постановки ее на налоговый учет. В дальнейшем, если адрес меняется, в налоговый орган в установленном порядке предоставляются новые сведения об адресе.
В таком случае в течение 5 дней с даты представления необходимых документов в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения (п.1 ст.8, п.3 ст.18 Закона №129-ФЗ).
Государственная регистрация компании осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности).
А согласно пп.в) п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом) содержатся в государственном реестре.
Рассмотрим последствия несовпадения юридического и фактического адреса.
Возможная ликвидация компании
Осуществление компанией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ее ликвидации по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом (пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.25 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации компании в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Требования налоговой инспекции основаны на положениях ст.61 ГК РФ, разъяснениях п.6 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30.07.2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» и мотивированы тем, что компания фактически не располагается по адресу, указанному в учредительных документах, что свидетельствует о грубом нарушении пп. «в») п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ.
При наличии информации, что связь с компанией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители компании по адресу не располагаются) и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения», налоговики направляют в адрес компании уведомления о необходимости в срок представить достоверные сведения об адресе и привести в соответствие учредительные документы.
При этом компания несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.
В случае невыполнения компанией указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации компании.
В этой ситуации суды выносят вердикт, что такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении пп.«в») п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности. Из положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. №84 следует, что на основании ст.61 ГК РФ арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ее ликвидацию учредительными документами (Решение АС Новосибирской области от 07.06.2017 г. №А45-3698/2017, от 04.07.2017 г. №А45-12240/2017, АС Краснодарского края от 17.01.2017 г. №А32-37676/2016, Постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.05.2016 г. №Ф04-2179/2016, Поволжского округа от 15.02.2016 г. № Ф06-5123/2015).
Отягчающим фактором является отнесение адреса компании к так называемым адресам массовой регистрации юридических лиц.
Например, в одном из дел, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания арендовала рабочее место. Договор аренды является действующим.
В процессе проведения осмотра адреса (места нахождения) компании налоговиками, основных средств, складских и производственных помещений, транспортных средств компании не установлено.
Таким образом, на момент проверки компания по указанному им адресу не располагалось, необходимые документы для осуществления государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении адреса (места нахождения) компанией не представлены. Компания не привела в соответствие в отведенный судом срок сведения о юридическом адресе, а поэтому по решению суда компания ликвидирована (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 г. №А32-2594/2017).
Проблемы с банком
Непредоставление клиентом информации, необходимой для реализации банком требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), является основанием для отказа заключения договора банковского счета (абз.5 п.5, п.11 ст. 7 Закона №115-ФЗ, Письмо Банка РФ от 11.04.2016 г. №12-1-5/810).
Банкам предоставлены широкие полномочия в отказе в открытии счета, если у банка имеются обоснованные подозрения о возможности совершения клиентом транзакций, направленных на финансирование терроризма и легализацию сомнительных доходов (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ). «Сомнительность» определяется на основании критериев, установленных Положением Банка РФ от 02.03.2012 г. №375-П (далее по тексту – Положение). Положение предусматривает десять факторов, наличие которых дает право банку отказать клиенту в открытии счета.
Сложности при несовпадении адресов возникают и при оформлении ПС по международным контрактам. Например, во внешнеторговом контракте указан фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса (адреса местонахождения, указанного в ЕГРЮЛ).
Соответственно, в заполненной форме ПС, компания в разделе 1 «Сведения о резиденте» компания указывает адрес, приведенный в контракте.
Однако банки отказывают компаниям в оформлении ПС, поскольку в разделе 1 «Сведения о резиденте» ПС указывается адрес местонахождения юридического лица – резидента (Приложение 4 к Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И).
Поэтому компания-резидент должна указывать в ПС адрес местонахождения компании согласно выписке из ЕГРЮЛ, несмотря на то, что в контракте приведен фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса.
Проблемы с налоговыми органами
Как нами уже отмечалось, в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам» , с 1 января 2016 г., налоговые органы проверяют достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).
В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).
А в случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. В адрес компании направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).
Кроме того, на сайте ФНС РФ публикуются так называемые «черные списки» адресов массовой регистрации.
И налоговые инспекции направляют в банки компаний уведомления, в которых указывается, что в процессе проведения контрольных мероприятий, налоговики установили отсутствие компании – клиента банка по юридическому адресу регистрации.
Еще одной проблемой является возможное признание налоговиками наличия обособленного подразделения компании по месту фактического нахождения и, как следствие, штраф по п.2 ст.116 НК РФ (осуществление деятельности без постановки на налоговый учет).
Компании вынуждены в судебном порядке доказывать, факт осуществления деятельности не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, недостаточен для вывода налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116 НК РФ (Постановление АС Уральского округа от 25.03.2015 г. №Ф09-1044/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 г. №18АП-7454/2016).
У компаний, а также у их контрагентов может возникнуть риск непризнания расходов по налогу на прибыль соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ.
Например
У самой компании налоговики могут исключить из признаваемых расходов, расходы по аренде помещения, а ее контрагентов уличить в получении необоснованной налоговой выгоды.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» - 1 ЧАСТЬ
КРИТЕРИИ ФИРМ - «ОДНОДНЕВОК»
Административная ответственность для должностных лиц компании
Несоответствие юридического и фактического адресов является административным правонарушением. Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП, а для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ).