Бизнесмены уже свыклись с тем, что система маркировки товаров с каждым годом набирает обороты. А с 1 сентября 2022 г. обязательная маркировка коснется рекламы. Зачем введена маркировка рекламы, как бизнесмены должны к ней подготовиться? В данной статье проведём инструктаж, как подготовиться участникам рекламного рынка к предстоящей маркировке.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МАРКИРОВКИ: ЧЕМ ГРОЗИТ?
Обязательной маркировки рекламы бизнесмены обязаны Федеральному закону от 02.07.2021 г. №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (по тексту – Закон), который вступит в силу 1 сентября 2022 г.
Зачем нужна маркировка рекламы?
Если целью маркировки товаров является устранение с рынка контрафакта, то маркировка рекламы подразумевает собой устранение нелегального оборота рекламы. Как было заявлено инициатором Закона, депутатом фракции ЛДПР, с 80%размещаемой интернет-рекламы не платятся налоги. Понятно, что технически невозможно отследить в интернете весь рекламный контент, поэтому и введено требование маркировки рекламы.
Таким образом, вывод рекламы «из тени» преследует единственную цель – пополнение бюджета, что в свою очередь, скажется на стоимости рекламных услуг. Рекламщикам придется отчитываться перед налоговиками, сдавать отчеты.
Помимо этого, существует и еще одна проблема. Сейчас наиболее востребованным видеохостингом является Ютуб-канал. Многие закрытые в России программы переместились на эту платформу. Многие блогеры, получающие за рекламу деньги, нахваливают известные бренды, товары под видом личного выбора. Если же заработает Закон в том виде, как он задуман, то пользователи будут различать рекламу от прочих публикаций.
Какая реклама должна быть промаркирована?
Как говорил Марк Твен: «все, что не некролог – реклама».
С 1 сентября 2022 г. маркировке подлежит вся онлайн реклама. Однако из общего правила есть исключения. Не должны маркироваться рекламные сообщения, если они:
-
направлены в виде смс-рассылки, email-рассылки, push-уведомления;
-
размещены в телепрограммах, радиопередачах, радиопрограммах и радиопередачах, которые размещены в сети «Интернет»;
Речь идет о «вшитой» рекламе в программах и передачах, транслируемых в Интернете.
- являются социальной рекламой.
В остальных случаях реклама в Интернете должна содержать плашку «реклама», указания на рекламодателя либо на его официальный сайт (п.16 ст.18.1 Закона).
Какие обязанности возлагаются на рекламодателей?
Если реклама подлежит маркировке, то рекламодатели должны с 1 сентября 2022 г. передавать сведения в Роскомнадзор. В свою очередь, Роскомнадзор создаст единый реестр интернет-рекламы (по тексту – ЕРИР). Пока он находится в стадии разработки.
Передавать информацию должны не только непосредственно рекламодатели, но и рекламораспространители и операторы рекламных систем (постановление Правительства РФ от 25.05.2022 г. №948).
Например, это касается в том числе и рекламы, распространяемой в сети в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудио- или видеотрансляции в прямом эфире.
Рекламораспространителями могут быть агентства, которые оказывают услуги по размещению рекламы. Операторами рекламных систем являются владельцы страниц, соцсетей, где размещается реклама.
Передавать сведения рекламодатели будут через операторов рекламных данных (по тексту – ОРД). Через ОРД информация будет поступать в ЕРИР по API.
А список ОРД определит специальная комиссия, созданная Роскомнадзором.
Информация должна предоставляться в течение 30 дней с момента размещения рекламы в сети Интернет.
Состав передаваемой информации определен распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 г. №1362-р. Так, в перечне передаваемой информации значатся: данные о рекламодателе (название, адрес, ИНН, ОГРН), рекламных площадках, на которых размещена информация, содержание рекламы.
Как бизнесменам подготовиться к маркировке?
Прежде всего, бизнесмен должен определить сотрудника, ответственного за передачу информации в ОРД, авторизоваться через ЕСИА. Рекламодатели получат доступ к ЕРИР через сайт госуслуг.
Рекламодатели могут переложить обязанность подачи отчета в Роскомнадзор на других участников рекламного рынка. Например, на оператора рекламной системы либо на распространителей рекламы. Такой выбор необходимо зафиксировать в договоре.
КАК БОРОТЬСЯ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ АТАКАМИ И ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕРНОМУ PR?
Подведем краткие итоги
На сегодняшний день еще не приняты необходимые подзаконные акты, которые установят четкий порядок передачи рекламной информации, не утвержден и перечень ОРД. Но в любом случае, понятно, что введение маркировки усложнит жизнь всем участником рекламного рынка.
За неисполнение обязанностей ответственным участникам рекламного рынка грозит штраф (ст.14.3 КоАП РФ): для физических лиц – до 2,5 тысяч рублей, для компаний – до 500 тысяч рублей.
Выявлять немаркированную рекламу на просторах Интернета будет Роскомнадзор.
Поэтому бизнесмены должны держать руку на пульсе и отслеживать информацию, касающуюся маркировки рекламы.