Соискателям перед собеседованием на «должность мечты» приходится тщательно продумывать свою речевую стратегию и готовиться к каверзным вопросам. Каждое сказанное ими слово может повлиять на успех. Конечно, Вы не Ванга или Нострадамус, чтобы предусмотреть все. Но есть вещи, о которых точно не стоит говорить потенциальному работодателю ни при каких обстоятельствах. В таких случаях работает старая добрая пословица «Слово-серебро, молчание золото».
Какие фразы лучше забыть перед собеседованием?
Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, не стоит говорить рекрутеру: «Хороший вопрос!». Фраза хоть и кажется позитивной, но на самом деле выдает вашу неподготовленность к собеседованию, а также звучит фамильярно. Старайтесь отвечать по делу. Попробуйте выдержать небольшую паузу: возможно, на ум придет хорошая мысль.
Следующие недопустимые фразы: «Как там ваша компания называется?», «Какая специализация у вашей фирмы?». У потенциального работодателя возникнет разумный вопрос: Если вы не удосужились ознакомиться даже с общей информацией о компании и о вакансии, то насколько вы заинтересованы в получении должности? Изучите хотя бы базовые сведения о компании.
Чего точно не стоит говорить, так это: «Я этим никогда не занимался, но могу попробовать». Работодатель уже сделал определенные выводы исходя из вашего резюме: зачем еще раз акцентировать внимание на своей неопытности? Вы должны наоборот произвести впечатление человека, который способен даже свои недостатки превратить в конкурентные преимущества.
«Я самый крутой специалист» или «Я тот, кого вы ищите». Это – полная противоположность самобичеванию. Самовосхваление еще никого не привело к успеху. Правильно составленное резюме с крутыми кейсами, способность вести диалог и отвечать на вопросы «продают» лучше, чем амбициозные заявления. Особенно, если они не подтверждены объективными фактами. Топовые специалисты умеют выделиться, будучи ненавязчивыми.
Следующая фраза, которая может «поставить крест» на вашей карьере: «Мой предыдущий работодатель плохой». Никогда не жалуйтесь на обстоятельства, сложную судьбу, ретроградный Меркурий и на руководство. Обвиняя «всех и вся» в своих неудачах, вы рискуете прослыть конфликтной личностью. Ведь где гарантии, что вы не будете говорить то же самое о компании рекрутера в случае увольнения? Вместо «сетований на судьбу» лучше поведайте о вызовах, с которыми вам пришлось столкнуться, как вы с ними справились.
Интересный факт: В то время как соискатели в России часто боятся сказать что-то лишнее и готовы «стерпеть все», лишь бы получить должность, в США есть список тем, за которые можно засудить работодателя. В частности, недопустимы вопросы о гражданстве и месте рождения, о расе, поле и национальности кандидата, о его семейном статусе и религии. Любопытно, что в штатах идет борьба с «эйджизмом» (дискриминацией сотрудников по возрасту). Любой вопрос, который может выявить, что соискателю более 40 лет, под запретом.
«У меня нет вопросов». Нет вопросов? Значит будьте готовы к тому, что рекрутер подумает, что вам все-равно, где работать и строить карьеру. Лучше заранее подготовьте список вопросов работодателю, чтобы показать свою заинтересованность в получении должности.
«Какие у вас крутые Rolex!». Избегайте панибратства, оценок личных вещей и внешности рекрутера. Это неуместно. И точка. Сконцентрируйтесь лучше на обсуждении нюансов сотрудничества.
Конечно, это не полный перечень «стоп-вопросов», если их можно так назвать. И нужно понимать, что все индивидуально. Быть хорошим дипломатом – то, к чему нужно стремиться каждому из нас. Старайтесь быть гибким и приятным собеседником, и у вас будет больше шансов на успех.
Как избежать провала на собеседовании?
Заблаговременно изучите информацию о компании и об основных игроках рынка. Подготовьте список потенциальных вопросов от работодателя. Не стоит в интервью рассказывать информацию, которая итак содержится в резюме, если у вас напрямую не спросят о ваших навыках, образовании, опыте и так далее.
Отрепетируйте свою речь. При необходимости обратитесь за помощью к близким. В процессе разговора следите за интонацией, речью. По возможности используйте глаголы действия, а не состояния, такие как: «делать», «планировать», «выполнять».
На собеседование нужно прийти вовремя. Опоздание даже на 1 минуту способно испортить первое впечатление о вас.
Подводим итоги: изучайте информацию о компании, готовьтесь к интервью, будьте уверенными, но не самоуверенными. В своем стремлении быть уникальным главное – не переусердствовать. Старайтесь быть ассертивным человеком, с которым приятно иметь дело, и все у вас получится.