Год стремительно приближается к логической развязке. Конец года – традиционная пора инвентаризаций, и потому все чаще возникают профильные вопросы, связанные, в т.ч. с проблемой документального оформления этого мероприятия. Предстоит масса бумажных дел: разработать инструкции, издать приказы, получить расписки, определить остатки и проч. И неудивительно, что иной раз в спешке задают вопросы, аналогичные тому, что вынесен в заголовок.
Свои формы или унифицированные
Дело в том, что вот уже пять лет (если точнее, то 2013 г.) в учете используются документы, утвержденные главой экономического субъекта. Главное, чтобы в самостоятельно разработанном документе наличествовали обязательные реквизиты (см. п. 2 ст. 9 закона о бухучете). Не возбраняется продолжать пользовать формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм (утв. постановлением за номером 88).
Так что, говоря строго, понятия «бланк инвентаризации» не существует. Отражение итогов рассматриваемого мероприятия осуществляется не каким-то универсальным, единым документом, а целой цепочкой таковых. В их числе документы распорядительного характера (приказы), документы описательные, содержащие виды расчетов, сумм и т.п. (ведомости), констатирующие документы (акты) и т.п.
На все случаи хозяйственной жизни
При вещественной проверке применяют в большинстве случаев инвентаризационные описи, при документальной – акты инвентаризации. Унифицированная документация – надежный источник, и потому их можно смело использовать без изменений, так и для ориентира для разработки собственных форм.
Вот несколько форм, которые могут пригодиться:
- ИНВ-1 – опись, незаменима при инвентаризации основных средств;
- ИНВ-2 – т.н. инвентаризационный ярлык, необходимый при ревизии МПЗ, которые по документам должны присутствовать на складах;
- ИНВ-3 – опись, в которую заносятся МПЗ (запасы, товары, продукция, готовая к реализации и т.п.);
- ИНВ-4 – прекрасный пример документа, актирующего отгруженные, но так и не оплаченные ценности (следите, чтобы из него можно было узнать, кто и сколько оплатил, а также время отгрузки-выплаты, и реквизиты платежных документов);
- ИНВ-6 – акт для фиксации МПЦ «в пути»
МЕТОДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Приказ об инвентаризации
Это основной документ, с утверждением и подписанием которого связано начало мероприятия. В нем должны быть отражены основные моменты, нуждающиеся в урегулировании, как минимум: сроки проведения, состав комиссии (поименно, с указанием должностей), объем имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, последний срок для сдачи необходимых бумаг в бухгалтерию.
По тогам и результатам
Нередко бывает, что по итогам проверочных процедур выясняется, что фактические данные отличаются от тех, что фигурируют в бухучете.
Фиксация таковых фактов зависит от того, в отношении чего отклонения зафиксированы:
- по ОС нужна сличительная ведомость (см., например, ИНВ-18);
- по МПЗ для примера можно задействовать ИНВ-19, или разработать свою. Главное, чтобы собственная разработка также позволяла зафиксировать итоги инвентаризации ТМЦ.
ИЗЛИШКИ ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Оформление результатов
В целях оформления итогов инвентаризаций также можно использовать как собственные, так и рекомендованные формы, так и хорошо зарекомендовавшие себя. Например, излишки готовой продукции, материалов и товара подлежат оприходованию на основании соответствующей ведомости (ориентир - ИНВ-26). (Пожалуй, имеет смысл сразу напомнить: приходуются они по цене рыночной, реальной для получения по результатам продажи).
Итоги инвентаризации актируются по произвольной форме.
И главное: неважно, какие бланки вы используете, куда важнее то, что неверно заполненный документ или нарушение порядка проведения мероприятия результаты инвентаризации вполне могут быть рассмотрены контролерами как недействительные.