В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» Министр финансов РФ Антон Силуанов и руководитель Государственной налоговой администрации КНР Ван Цзюнь подписали Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13 октября 2014 г. Внесенные поправки касаются порядка налогообложения доходов, полученных от долговых требований, что будет способствовать укреплению финансового партнерства между бизнес-сообществами РФ и КНР.
Прежде всего, целью внесенных поправок в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее по тексту – Соглашение) является переориентация заемного капитала с еврорынков в сторону азиатского рынка капитала.
Несколько слов о самом Соглашении. Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами в одном или в обоих договаривающихся государствах (ст.1 Соглашения). Статьей 28 Соглашения определено, что ранее существовавшее Соглашение и Протокол к нему, подписанные в Пекине 27 мая 1994 года, прекращают действие применительно к доходам, в отношении которых применяются положения Соглашения от 13 октября 2014 г.
Напомним, что «старое» Соглашение, подписанное в Пекине 27 мая 1994 года и вступившее в силу 10 апреля 1997 года, применялось с 1 января 1998 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 26.02.1997 г. №37-ФЗ с заявлением).И, по прошествии 20 лет, подписывается новое Соглашение от 13 октября 2014 г. Обновленное Соглашение пополнилось статьей 26 «Обмен информацией», которая позволит налоговым службам обеих государств обмениваться информацией для администрирования или исполнения национального законодательства в отношении налогов любого рода и вида (п.1 ст.26 Соглашения), что корреспондирует с нормами принятого Федерального Закона от 24.11.2014 г. №376-ФЗ о деофшоризации российской экономики (данные вопросы подробно освещены в статье «Антиофшорный закон – конец налоговому раю?»
Подписанное Соглашение не распространяет свое действие в отношении одного из ведущего финансового центра Азии - Гонконга (который представляет собой отдельный административный район Китая), имеющего собственную систему налогообложения. Между Гонконгом и Китаем также существует Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Статьей 28 Соглашения определена дата вступления его в силу. Так, по международным правилам, оба государства (Россия и Китай) должны уведомить друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими внутригосударственных процедур, требуемых их законодательством для вступления в силу Соглашения. И Соглашение вступит в силу на 30-й день после даты получения последнего из этих уведомлений.
Однако для того, чтобы Соглашение вступило в силу оно должно быть ратифицировано, поскольку устанавливает иные налоговые правила, чем содержит действующее российское налоговое законодательство (ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ», далее по тексту - Закон №101-ФЗ).
Сама процедура ратификации определена в ст.16 Закона №101-ФЗ. Так, ратификация подобных Соглашений должна осуществляться Государственной Думой в форме Федерального закона. На сегодняшний день такой закон не принят.
Таким образом, Соглашение вступит в силу после того, как страны завершат все свои законодательные процедуры.
На какие налоги распространяется Соглашение
Напомним, что порядок налогообложения, определенный Соглашением имеет приоритет над национальным налоговым законодательством (ст.7 НК РФ, п.4 ст.15 Конституции РФ).
Сутью любого Международного соглашения является недопущение повторного налогообложения одних и тех же доходов в разных государствах. В связи с этим, положения Соглашения прописывают, прежде всего, в каком размере и в каком государстве будет уплачиваться налог.
Перечень «охватываемых» Соглашением налогов, по сути, не отличается от подобных Соглашений с другими странами. Так, согласно п.3 ст.2 Соглашения такими налогами являются:
1) в Китае:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на доходы предприятий;
2) в РФ:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на доходы организаций.
Сразу отметим, что в отличие от «прибыльных» правил, при решении вопроса о налогообложении операций в части НДС, Соглашение не применяется (п. 1 ст. 143 НК РФ). А поэтому для решения вопроса о налогообложении НДС подобных операций, следует руководствоваться нормами гл.21 НК РФ.
На каких лиц распространяется Соглашение
Соглашение распространяется на лиц, которые являются резидентами одного или обоих государств (России либо Китая). При этом под термином «лицо» понимается физическое лицо, компания либо любое другое объединение лиц (п.1 ст.3 Соглашения).
А основой для определения резидентства лица служит его местожительство, место постоянного пребывания, место регистрации, место фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера (ст.4 Соглашения).
Суть внесенных изменений
Правительством РФ было подписано Распоряжение от 14.03.2015 г. №429-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13 октября 2014 г.» (опубликовано в Собрании законодательства РФ, №12, 23.03.2015, ст.1791).
Внесенные изменения коснулись ст.11 Соглашения, регламентирующей порядок налогообложения процентов.
Сам термин «проценты» трактуется как доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника. Примером такого дохода в ст.11 Соглашения приводится доход от государственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и призы, связанные с такими бумагами, облигациями и обязательствами. При этом штрафы за просроченный платеж не являются процентами. В этой части никаких принципиальных изменений не произошло.
Однако следующий пункт Протокола вносит существенное изменение в части выбора государства, в котором будет облагаться выплаченный доход в виде процентов. Так, проценты, возникающие в одном из договаривающихся государств и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, подлежат налогообложению только в этом другом договаривающемся государстве (п.1 ст.11 Соглашения).
Что означает это на практике?
ПРИМЕР №1
Российское предприятие – резидент РФ привлекает кредитные ресурсы в банке – резиденте КНР. В отношении выплаченных процентов в пользу китайского банка у российского предприятия не возникает обязанности исполнения функции налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению из выплаченного дохода (в виде процентов) налога на доходы. То есть полученные проценты от российского предприятия – резидента РФ будут облагаться в КНР, а не у источника выплаты дохода (т.е. резидента РФ).
В Китае действуют следующие ставки налога на доходы предприятий:
- 25% - для большинства субъектов налогообложения;
- 20% - для малорентабельных предприятий мелкого бизнеса;
- 15% - для инновационных предприятий, связанных с новыми прогрессивными технологиями.
Измененное правило облегчит процедуру оформления кредита и позволит избежать ответственности за неисполнение функции налогового агента. Напомним, что ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, возлагается на налогового агента (п.2 ст.287 НК РФ).
А неправомерное неудержание либо неперечисление налога на доходы, выплачиваемых иностранным организациям карается штрафом. Размер штрафа составляет 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ).
Однако при применении данной нормы есть исключения, указанные в п.3 ст.11 Соглашения. Так, приведенное правило не будет работать, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, являясь резидентом одного из государств:
1) осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве (путем создания постоянного представительства*), в котором возникают проценты;
*Примечание.
Для целей Соглашения термин «постоянное представительство» означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность и в частности, включает в себя (ст.5 Соглашения):
- место управления;
- отделение;
- контору;
- фабрику;
- мастерскую;
- шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
- строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такая площадка, объект или деятельность существуют более 18 месяцев;
- предоставление услуг, включая консультационные, предприятием через своих сотрудников или иной персонал, нанятый с этой целью, но только в том случае, если деятельность такого характера осуществляется (в рамках одного или связанных проектов) в другом государстве в течение периода или периодов, составляющих 183 дня в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году.
2) оказывает в этом государстве независимые личные услуги через расположенную там постоянную базу** и долговое требование, на основании которого выплачиваются проценты, фактически связано с таким постоянным представительством или постоянной базой (п.3 ст.11 Соглашения).
**Примечание.
В самом Соглашении не содержится определение термина «постоянная база». Однако согласно комментариям к Модели конвенции по налогам на доходы и капитал ОЭСР содержание термина «постоянная база» статьи «Доходы от независимых личных услуг» основывается на принципах, определяющих налогообложение прибыли постоянного представительства. При этом, оговаривается, что привязка к конкретному офису (помещению) не является существенным при установлении критерия постоянства, поскольку основополагающим является существование в другом государстве центра деятельности непрерывного или постоянного характера (Письмо Минфина РФ от 21.12.2012 г. №03-08-05).
Под термином «профессиональные услуги» понимается, в частности, независимая научная, литературная, художественная, образовательная или преподавательская деятельность, а также независимая личная деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров (п.2 ст.14 Соглашения).
В приведенных случаях в зависимости от обстоятельств применяются положения ст. 7 или ст.14 Соглашения.
ПРИМЕР №2
Российское предприятие – резидент РФ привлекает заемные средства у одного из предприятий - резидента КНР. Китайским предприятием создано постоянное представительство в виде отделения на территории РФ, через которое осуществляется предпринимательская деятельность в РФ.
В этой ситуации порядок налогообложения выплаченных китайскому предприятию процентов регламентируется ст.7 Соглашения.
Пунктом 1 ст.7 Соглашения определено, что прибыль предприятия-резидента КНР облагается налогом в КНР за исключением случая, когда такое предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через находящееся там постоянное представительство.
Тогда прибыль китайского предприятия будет облагаться налогом в РФ в части, относящейся к этому постоянному представительству. То есть российское предприятие – резидент РФ (заемщик) также, как и в примере №1, освобождается от исполнения обязанности налогового агента.
В этом случае порядок исчисления налога на прибыль постоянного представительства КНР будет осуществляться в соответствии с правилами ст. 307 НК РФ. При определении прибыли постоянного представительства китайского предприятия разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая понесенные таким образом управленческие и общеадминистративные расходы, как в РФ, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте (п.3 ст.7 Соглашения).
Проанализируем, как менялся порядок налогообложения подобных (в международной практике именуемых «пассивными» доходами) доходов в различном периоде подписания Соглашений:
Налогообложение процентов | ||
Соглашение от 27 мая 1994 г. (ратифицировано Федеральным законом РФ от 26.02.1997 г. №37-ФЗ с заявлением) |
Соглашение от 13 октября 2014 г. | Протокол №429-р от 14 марта 2015 г. о внесении изменений в Соглашение от 13 октября 2014 г. |
Выплачиваемые проценты могут облагаться налогом на доходы как в одном, так и другом государстве (п.1 ст.10 Соглашения). Проценты могут облагаться налогом в государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель процентов фактически имеет на них право, то налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов. Если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом одного из государств и осуществляет через постоянное представительство предпринимательскую деятельность на территории государства, которое выплачивает проценты либо оказывает в этом государстве независимые личные услуги через расположенную там постоянную базу и долговое требование, то в этом случае применяются положения ст. 7 или ст.14 Соглашения. |
Выплачиваемые проценты могут облагаться налогом на доходы как в одном, так и другом государстве (п.1 ст.11 Соглашения). Проценты могут облагаться налогом в государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого государства, то налог не должен превышать 5 процентов общей суммы процентов. Если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом одного из государств и осуществляет через постоянное представительство предпринимательскую деятельность на территории государства, которое выплачивает проценты либо оказывает в этом государстве независимые личные услуги через расположенную там постоянную базу и долговое требование, то в этом случае применяются положения ст. 7 или ст.14 Соглашения. |
Выплачиваемые проценты облагаются налогом на доходы только в том государстве (либо в РФ, либо в КНР), резидентом которого является получатель «пассивных» доходов в виде процентов (п.1 ст.11 обновленного Соглашения). Исключения из правил поименованы в п.3 ст.11 Соглашения и связаны с наличием постоянного представительства, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории государства, которое выплачивает проценты либо оказывает в этом государстве независимые личные услуги через расположенную там постоянную базу и долговое требование. В таком случае применяются положения ст. 7 или ст.14 Соглашения. |
Как показывает динамика изменений Соглашений разных лет, в части доходов в виде процентов предусмотрены благоприятные изменения, направленные на расширение сотрудничества между российским и китайским бизнесом.
Ближайшие перспективы
Подписанный Протокол о внесении изменений в Соглашение, прежде всего, направлен на стимулирование интересов китайских банков к финансированию проектов в РФ. В условиях ограниченного доступа кредитных ресурсов западных и американских финансовых рынков, азиатский рынок может стать хорошей альтернативой для российских предприятий в поисках новых источников финансирования.
Ряд крупнейших компаний РФ начали активно развивать партнерство в Азиатском регионе. Так, глава «Газпрома» Алексей Миллер после заключения крупнейшего в истории «Газпрома» экспортного контракта с Китаем направил письмо В.Путину, в котором было отмечено, что «…с процентов, причитающихся к выплате китайским банкам, берется налог на прибыль, кредиторы же, в свою очередь, требуют компенсировать затраты на уплату налога, что приводит к удорожанию кредита и росту затрат для российского заемщика» (источник информации - https://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/03/12).
Эти события простимулировали проработку и оперативное подписание Протокола о внесении изменений в Соглашение. Протокол скрепили подписями: со стороны РФ - глава Минфина РФ А. Силуанов, со стороны КНР - руководитель налоговой администрации Ван Цзю.
Таким образом, условия для того, чтобы затраты по обслуживанию китайских кредитов, снизились, созданы. Этот факт должен послужить хорошим стимулом для привлечения китайских заемных ресурсов.
Но, как было отмечено выше, для дальнейшей реализации благоприятных изменений, необходимо принятие Федерального закона о ратификации Соглашения.