Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть
Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником. Такую роль может взять на себя эйчар, но руководитель тоже не должен оставаться в стороне. Рассказываем, какие задачи решает онбординг и почему это так важно для компании.
Какую пользу приносит онбординг?
Онбординг (от английского onboarding) — знакомство сотрудника с компанией и коллективом, адаптация на новом рабочем месте. Цель онбординга — не просто привлечь на работу штатную единицу, а помочь влиться в коллектив.
Основные задачи:
-
Помощь на этапе старта
-
Ознакомление с продуктами и услугами
-
Изучение структуры компании
-
Налаживание связей с членами команды
-
Обучение, вовлечение в бизнес-процессы
-
Адаптация и удержание кадра
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА НУЖНО ИЛИ НЕТ (ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ)
Сотрудник знакомится с регламентами, спецификой работы, корпоративной культурой. Задача руководителей и HR — помочь человеку достичь 100% эффективности труда, чтобы приносить выгоду компании.
Как происходит онбординг?
Рассмотрим семь шагов, которые стоит выполнить, чтобы адаптация работника прошла гладко.
1 этап — До выхода на работу (Впечатление)
Первое впечатление — самое важное. Задача эйчара не только оценить профпригодность соискателя, но и «продать» ему вакансию. Акцентируйте внимание на перспективах кандидата, а не на том, насколько крута ваша компания.
2 этап — Первый рабочий день (Привлечение)
Проведите экскурсию по офису, познакомьте новичка с руководителем и командой. Покажите сотруднику, где и с кем он будет работать, какие ему доступны услуги. Например, кофе и пончики, оплата ГСМ, корпоративные карты.
Особое внимание уделите внимание рабочему месту: обеспечьте сотрудника техникой, настройте почту и другие программы, обеспечьте офисными принадлежностями.
3 этап — Первая неделя работы (Ознакомление)
Познакомьте кадра с документами, должностным инструкциями и другими материалами для работы. Добавьте сотрудника в корпоративный чат с коллегами. В конце первой недели проведите встречу, чтобы уточнить, как специалисту «живется» на рабочем месте.
4 этап — Вторая неделя работы (Введение в должность)
Контролируйте работу кадра, получайте обратную связь. Главное — не допустить излишнего формализма и давления. По возможности закрепите за работником наставника, который поможет справиться с задачами. Предоставьте доступ к обучающим материалам.
Желательно провести приветственный тренинг для знакомства и передачи опыта.
5 этап — Третья и четвертая неделя работы (Интеграция)
Счастливые сотрудники более продуктивны и лояльны. Без социальной интеграции — никуда. Убедитесь, что работник освоился в коллективе и наладил контакты с нужными людьми.
Периодически проводите так называемые «адаптационные встречи». Убедитесь, что испытательный срок проходит нормально, что у человека все хорошо. Дайте работнику понять: ему есть к кому обратиться за помощью.
6 этап — С четвертой недели и до конца второго месяца (Погружение)
Речь идет об обучении на практике. Лучше всего работают так называемые иммерсивные методы (от англ. immersive — «присутствие, погружение»). К ним, в частности, относятся:
Ролевые игры (role play) — методы геймификации идеально подходят для менеджеров по продажам и операторов колл-центра
Бизнес-симуляции — проигрывание реакций для поиска решения различных задач, имитация реальных ситуаций. Отличная фишка для юристов и консультантов
Виртуальная реальность — метод часто используют при ознакомлении сотрудников со сложным оборудованием, когда смоделировать ситуации другими способами сложно или невозможно
7 этап — С третьего месяца (Автономность)
После того, как сотрудник получит все необходимые знания, наладит связи с коллегами и освоит бизнес-инструменты, необходимо поддерживать его непрерывное развитие и обучение. Адаптация — лишь часть экосистемы, от которой напрямую зависит финансовый результат компании.
Кто должен участвовать в онбординге?
Руководитель отвечает за следующие задачи:
-
Знакомство новичка с командой
-
Составление плана работы
-
Поручение заданий при поддержке наставника
-
Получение обратной связи — раз в неделю
-
Анализ результатов
-
Подведение итогов
По итогам испытаний руководитель составляет план развития сотрудника на полгода.
КТО ТАКОЙ HR И КАКОВА ЕГО ФУНКЦИЯ В КОМПАНИИ
В зону ответственности эйчара входят:
-
Проведение экскурсии по офису
-
Знакомство с коллективом
-
Предоставление доступа к базе знаний
-
Адаптационные встречи
-
Поддержка новичка
-
Помощь в построении коммуникаций
В онбординге должен участвовать не только руководитель и специалист по кадрам, но и рядовые сотрудники. Взаимопомощь и поддержка — залог успеха любого бизнеса. В течение всего квартала стоит организовать вебинары для прокачки софт скиллов.
Как долго поддерживать сотрудника?
У каждого специалиста должен быть наставник — человек, к которому можно обратиться за помощью. Хороший наставник помогает влиться в коллектив, но не руководит новичком и не указывает, что ему делать.
Для оценки эффективности онбординга можно использовать два показателя:
-
Среднее время от приема кадра до выхода на 100% продуктивность — проведите опрос. Выясните у действующих сотрудников: «Через сколько вы почувствовали, что полностью погрузились в работу?». Анкеты можно направить на e-mail сотрудников. Создать файл можно, например, в Google Формах
-
Индекс удовлетворенности работой (ESI) — включает несколько вопросов из анкеты: насколько сотрудник доволен работой, соответствует ли она его ожиданиям, насколько она идеальна
Средний срок адаптации составляет 3–4 месяца. Все зависит от личности самого сотрудника и от отлаженности бизнес-процессов в компании.
За счет онбординга можно повысить эффективность работы сотрудника, его лояльность к работодателю, уровень вовлеченности в бизнес-процессы. Когда новые сотрудники обретают уверенность, они лучше решают бизнес-задачи. Все HR и руководители способны создать условия для профессионального роста кадров. Главное — желание, а возможности найдутся!