Комиссия по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это внутриорганизационный орган, первоначально рассматривающий индивидуальные трудовые разногласия.
Она может создаваться в любой компании и даже у ИП. Орган ведет дела, связанные с разрешением спорных ситуаций между сотрудником и работодателем. Если такая комиссия существует в организации, то сотрудник при наличии разногласий первоначально может обращаться к ней, но лишь тогда, когда урегулирование не требует обращения в суд.
Изначально организация комиссии по трудовым спорам может инициироваться любой из сторон трудовых взаимоотношений или сразу обеими. Статья 384 ТК РФ гласит, что при поступлении предложения о формировании такой структуры, компания и представительство работников направляют в нее в 10-дневный срок своих участников.
Обращение в комиссию по индивидуальным трудовым спорам возможно только сотрудником. Для этого он направляет в нее составленное заявление, где описывает сложившиеся обстоятельства. Работодатель не может выступать инициатором.
Какие вопросы рассматривает комиссия по индивидуальным трудовым спорам
Для КТС доступно подробное изучение всех неколлективных разногласий, кроме тех, которые имеют по закону другой порядок. В суде рассматриваются дела, основания которых прописаны в ст. 391 ТК РФ. Комиссия вправе заниматься разрешением всех споров, которые в эту статью не попадают.
То есть она может рассмотреть следующие ситуации:
-
решение об оплате за переработки;
-
обоснование применения к сотруднику дисциплинарного взыскания (кроме увольнения);
-
обоснование корректировок условий договора труда, внесенных по инициативе работодателя;
-
решение о выплате премий;
-
вопросы о получении доплат за совмещение или выполнение других дополнительных обязанностей при выполнении основных.
В ТК РФ прописано, что перед подачей заявления в комиссию по трудовым спорам, сотруднику полагается самому попытаться разрешить разногласия путем переговоров с руководством. Но даже при пропуске данного этапа и решении сперва обратиться в КТС, орган не может отказать сотруднику и препятствовать этому.
Для обращения в КТС сотруднику дается 3 месяца с даты ущемления его прав. Сюда включаются все рабочие дни, выходные и праздники. Начало срока является днем, идущим после того, как он узнал о нарушении. По его просьбе, сформированной в письменном заявлении, период может быть увеличен, если имеется на это уважительное основание. При отрицательном решении заявка принята не будет.
Процедура рассмотрения спора
Комиссия рассматривает заявление в 10-дневный срок с момента его подачи. Изучение вопроса производится при участии сотрудника. Если заявитель не может присутствовать, может участвовать его представитель по письменному согласию. Если сотрудник не явится на заседание, то оно переносится. При повторной неявке и отсутствии на то уважительных оснований, возможно снятие вопроса и заявки. Работник может повторно направить заявление, если соблюдены необходимые сроки.
Для уточнения деталей разногласия, комиссия вправе привлекать свидетелей, а также потребовать от руководства компании предоставления необходимых документов.
Заседание будет легитимным, если как минимум половина членов присутствует на нем. По ходу процедуры ведется протокол. Решение принимают тайным голосованием с результатом более 50% голосов.
ПРЕТЕНЗИЯ В ТРУДОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ
Решение комиссии по трудовым спорам включает:
-
наименование компании, ФИО и занимаемая должность заявителя;
-
даты принятия заявки и заседания, с описанием спора;
-
ФИО председателей и других участников слушания;
-
решение с указанием обоснования и отсылкой на законодательные нормативы;
-
результаты проведенного голосования.
Копии решения предоставляются сторонам в течение 3-х дней после его принятия. В период до 10-ти дней оно может быть обжаловано, а по его истечению в течение 3-х дней исполнено.
Если по завершению 3-х дневного периода работодатель не исполнит решение, сотрудник вправе обратиться за получением удостоверения, которое обеспечивает исполнение принудительными мерами. В таком случае комиссия выдает его сотруднику. Указанный срок может быть продлен при имеющимся уважительном основании. Далее сотрудник может предоставить полученное решение непосредственно работодателю либо в ФСПП России или ее территориальным органам.
Можно перенести дальнейшее решение вопроса в суд. Тогда удостоверение не предоставляется. Сотрудник подает заявление также в случаях, когда КТС не изучила спор в течение положенных 10-ти дней.
Обжаловать решение можно в суде. Срок подачи иска составляет 10 дней после вручения копии документа. Период может быть продлен при уважительных основаниях.