Какие товары нельзя вернуть в магазин?
Шоппинг любят многие. Однако иногда встает вопрос о необходимости возврата купленного товара в магазин. Причины могут быть самыми разными: часто это необдуманные покупки, приобретение вещей, которые просто разонравились во время домашней примерки и прочее. Все ли товары можно вернуть? И на какие из них такая возможность не распространяется?
Если купленный товар оказался товаром ненадлежащего качества, здесь с возвратом, как правило, не возникает никаких проблем. Данный процесс будет регулироваться статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Если же товар отвечает своим потребительским свойствам, право на возврат у покупателя также будет иметься, но с некоторыми исключениями. Процедура теперь будет регулироваться не только Законом о защите прав потребителей, но и постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463.
Возврат каких категорий товаров нельзя осуществить?
Все товары, перед покупкой которых желательно подумать по причине невозможности их возврата, можно разделить на три основных категории:
1. Первая категория наиболее обширная. Это официальный перечень особых товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ №2463.
В него входят:
-
товары для лечения заболеваний и осуществления их профилактики дома. Это не только таблетки, витамины в капсулах и микстуры, но и медицинские инструменты, предметы по уходу за больными;
-
предметы личной гигиены;
-
парфюмерия и косметика;
-
товары, реализация которых осуществляется по метражу. Это отрезные ткани, ковролин, кабели и провода;
-
трикотажные изделия и чулочно-носочная продукция;
-
изделия, имеющие непосредственный контакт с пищей. Это контейнеры для еды и прочие емкости, включая одноразовую посуду;
-
бытовая химия, средства для обработки растений;
-
предметы мебели и мебельные гарнитуры;
-
ювелирные изделия;
-
автомобили, прогулочные суда, прицепы и техника малой механизации для сельскохозяйственных работ;
-
технически сложные устройства: станки, электроприборы, компьютеры, механические или электронные часы с двумя и более функциями;
-
оружие и комплектующие для него;
-
животные и растения;
-
непериодические печатные издания.
Товары из данной группы получится вернуть лишь в одном случае: выявление неисправностей, брака или других недостатков.
В юридической практике споры о возвратности или невозвратности конкретного товара возникают часто. Тут в дело идет изучение индивидуальных характеристик предмета.
Например, гражданин приобрел рыбопоисковый эхолот для подводной охоты. Буквально на следующий день на прилавке другого магазина он увидел более современную модель и решил вернуть первый прибор. Сотрудники отказали, мотивируя это тем, что данное устройство технически сложное. Покупатель обратился в суд и выиграл дело. Суд не согласился с доводами продавца. Это обычный навигационный инструмент, подлежащий возврату даже при надлежащем качестве (решение Ленинск-Кузнецкого городского суда по делу №11-114/14 от 09.12.2014 года).
2. Ко второй категории относятся товары, которые априори подлежат возврату, но его невозможно осуществить по причине несоблюдения условий возврата со стороны покупателя.
Чаще всего нарушения выражаются в следующем:
-
отсутствие целостности упаковки;
-
нарушение товарного вида, который имелся у предмета на момент его приобретения. Здесь закон встает на сторону продавца, ведь он не сможет в будущем реализовать такой товар по полноценной стоимости;
-
отсутствие бирок и ярлыков.
Отсутствие товарного чека, по мнению многих продавцов, может служить основанием для отказа в возврате товара, однако такое утверждение противоречит пункту 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, чек можно восстановить в магазине. Необходимо назвать дату покупки, и продавец сможет проверить информацию по электронной базе. Во-вторых, подтвердить факт приобретения можно другими способами, например, свидетельскими показаниями.
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
3. К третьей категории относятся продовольственные товары. То есть, все виды продуктов, которые мы употребляем в пищу. Их возврат будет возможен только при приобретении продукта с истекшим сроком годности или ненадлежащего качества.
Как осуществить возврат?
Если товар надлежащего качества необходимо сдать в магазин, действуем следующим образом:
-
Убеждаемся, что выполнены все условия возврата: на товаре отсутствуют следы использования, имеются все заводские бирки, упаковка не нарушена.
-
Помним о двухнедельном сроке возврата. Лучше не тянуть и обратиться к продавцу как можно быстрее.
-
Собираем чеки и другие документы для подтверждения покупки. Если их нет – просим продавца найти необходимую информацию в базе.
-
Отправляемся в магазин с товаром и сообщаем о своих намерениях. В большинстве случаев, составления письменного заявления не требуется.
-
Если продавец отказывает, ссылаемся на статью 25 Закона о защите прав потребителей.
Резюме
Ранее приобретенный товар может быть сдан обратно в магазин даже при отсутствии брака. При этом покупатель не обязан объяснять причины своего решения. Главное, выполнение основных условий: товар не входит в особый «невозвратный» перечень, заводская упаковка и бирки сохранены, подтверждающий покупку чек или другие документы имеются на руках.