Бизнес может оспорить присвоенную ему категорию риска через портал «Госуслуги»
Как присваивают категорию риска?
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №248 -ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», осуществляется риск-ориентированный подход (РОП). Суть такого подхода состоит в том, что проверки проводятся, только в том случае, если возможны нарушения.
Категорию высокого риска предприятие или индивидуального предпринимателя может присвоить главный госинспектор труда Российской Федерации или лица, его замещающие. Другие категории риска для объектов надзора могут определять главные госинспекторы труда субъектов Российской Федерации согласно Постановлению №875.
Основные критерии для присвоения категории риска:
-
Вероятность наступления негативных последствий, которые могут причинить вред или ущерб.
-
Тяжесть причиненного ущерба или вреда ценностям, охраняемым законом.
-
Добросовестность контролируемого лица.
Какие категории риска бывают?
В ходе проверки объекты контроля относят к одной из шести категорий риска, указанных в ч 1.ст.23 Закона №248-ФЗ:
-
чрезвычайно высокий риск;
-
высокий риск;
-
значительный риск;
-
средний риск;
-
умеренный риск;
-
низкий риск.
В случае, если предприятие или частного предпринимателя отнесли к категории низкого риска, плановые проверки по нему не проводятся. А если объект контроля не определен ни в одну из категорий, то ему присваивается низкая категория.
Периодичность проведения проверок контролирующими органами напрямую зависит от присвоенной категории риска:
-
При чрезвычайно высоком риске плановые проверки проводятся ежегодно, но не чаще 2 раз в год.
-
При присвоенном высоком и значительном рисках проверяющие будут проводить процедуру контроля один раз в 2 года, но не менее одного в 4 года.
-
На объектах контроля со средней и умеренной категорией риска плановые проверки будут проводиться не более одного раза в 3 года, но не менее одного раза в 6 лет.
До конца 2023 года действует мораторий на проверки бизнеса. Плановые проверки проводятся только на предприятиях с чрезвычайно высоким, высоким и значительным рисками. Количество таких предприятий составляет всего 15% от всех контролируемых объектов.
Как оспорить категорию риска через сервис «Госуслуги»?
С 2020 года на портале «Госуслуги» работает Сервис досудебного обжалования. Раньше через этот сервис можно было обжаловать решения только нескольких ведомств, сейчас добавлена функция «Жалоба на решение контрольных органов». По заявлению заместителя Председателя Правительства РФ Д. Григоренко, сервис — единая цифровая система, в которой аккумулируются все сведения о контрольной деятельности по всей России. Информация систематизируется по территории, видам надзора и контролируемых объектов, причинам проверки. Полученные данные используются для совершенствования контрольной связи и обратной связи с представителями бизнеса.
Чтобы обжаловать категорию риска бизнесу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу нужно подать жалобу на сайте «Госуслуг» в сервисе досудебного регулирования.
Пошаговая инструкция
Сначала нужно зайти на портал «Госуслуги» в свой личный кабинет или если учетной записи нет зарегистрироваться.
Шаг первый
На сайте заходим в каталог и выбираем услуги для юридических лиц, предпринимателей. В появившемся окне выбираем нужную категорию услуг.
Шаг второй
После перехода откроется окно с подробной информацией для подачи жалобы.
Для подачи жалобы необходимо предварительно подготовить документы и другие материалы для обоснования подачи жалобы, предоставить номер проведенной с нарушениями проверки. Кроме этого, нужно иметь в наличии электронную подпись руководителя предприятия или его доверенного лица.
Основаниями для жалобы являются действие или бездействие инспектора, документ (решение, предписание, акт), вынесенный после проведения контрольного мероприятия.
Шаг третий
Выбрать основание для подачи жалобы. Спуститься ниже по странице и выбрать нужное.
Шаг четвертый
Заполнить и отправить форму проверки. Для этого в форме указывается номер проверки, прикрепляются подтверждающие документы и описывается суть жалобы. Форма жалобы подписывается электронной подписью и отправляется на рассмотрение.
Шаг пятый
Дождаться уведомления о регистрации жалобы. В личный кабинет в течение суток придет номер регистрации жалобы, сроки ее рассмотрения и другая полезная информация.
После регистрации жалобы в течение 5 рабочих дней ведомство отправит мотивированный отказ или возьмет в работу. На рассмотрение жалобы установлен срок — не более 20 календарных дней. В этот временной промежуток можно отозвать жалобу или отправить дополнительные материалы к ней.
Варианты ответов ведомства после принятия решения:
-
жалоба оставлена без удовлетворения;
-
полная или частичная отмена решения;
-
отмена и принятие нового решения;
-
признание незаконными действия или бездействия должностных лиц.
Процедура обжалования, как показывает практика, проходит быстрее, чем указанный срок. Например, в 2021 году на обжалование требовалось — 15 дней, а в 2023 году — 11 дней.