27 сентября 2017 г. в Госдуму внесен законопроект Федерального закона №273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту – законопроект). В чем смысл законопроекта и как он отразится на деятельности юристов, пойдет речь в настоящей статье.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью является обеспечение реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантировано каждому ст.48 Конституции РФ. Представительство в судах представляет собой случай оказания гражданам юридической помощи, однако действующим законодательством не всегда установлены требования о наличии у лиц, непосредственно осуществляющих представительство, отечественного юридического образования.
Отметим, что в настоящее время требование о наличии высшего юридического образования у представителей содержится в ст.55 «Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде» Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ).
Так, представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (п.1 ст.55 КАС РФ). А адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия (п.3 ст.55 КАС РФ).
Однако на основании ст.59 АПК РФ представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
При этом ГПК РФ допускается оказание помощи по представительству как со стороны любых юридических лиц, так и со стороны граждан, не имеющих специального образования, то есть не имеющих надлежащей квалификации (ст.49 ГПК РФ). Нередко представитель называет себя адвокатом или юристом, не имея юридического образования, а гражданину, который нанимает такого представителя для участия в суде, такое введение в заблуждение или даже обман не всегда очевидны. Результатом становится низкое качество получаемых гражданами услуг и невозможность исправления этих недостатков в случае, если судебный акт, вынесенный при некачественном представлении интересов гражданина, вступил в силу и не может быть оспорен.
ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Кто может быть представителями граждан и организаций?
Согласно законопроекту представителями граждан и компаний для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, имеющие:
- высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо
- присвоенную в РФ ученую степень по юридической специальности,
- а также российские компании.
Иностранцы также вправе выступать представителями граждан и компаний для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах.
Законопроект устанавливает для таких иностранных граждан следующие требования:
- наличие высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо
- присвоенную в РФ ученую степень по юридической специальности, либо
- наличие юридического образования, полученного за рубежом и сдавших профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.
Иностранные компании вправе выступать представителями граждан и других компаний для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при условии аккредитации таких иностранных компаний при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством РФ.
ПРАЙС-ЛИСТ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
А для непосредственного участия в судопроизводстве иностранные компании, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в РФ ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.
ЮРИДИЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
Планируемая дата введения в силу законопроекта
Требования к образованию юристов, вступает в силу с 1 июля 2018 года и не распространяется на участие представителей в разбирательствах, начатых до дня введения его в силу (ст.7 законопроекта).
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ