Всегда ли отправляясь в долгожданное путешествие, туристу нужно оформлять страховку? Как просчитать и не просчитаться при покупке страхового полиса? По каким причинам чаще всего отказывают в выплате страховки?
При покупке тура за рубеж через турфирму в пакет услуг входит базовая медицинская страховка. Если турист собирается посетить Европу, Японию, Канаду, Австралию и ряд других стран, то при подаче документов на визу требуется страховка с определенным лимитом покрытия. Для посещения некоторых стран страховка не обязательна. Например, при поездке на отдых в Турцию, Египет и другие безвизовые страны страховку не потребуют. Однако страховка является спасательным кругом для туристов в случае непредвиденных происшествий в другой стране. Например, Генеральное консульство России в Стамбуле рекомендует приобрести страховой полис, поскольку лечение за свой счет может в несколько раз превысить сумму поездки.
Какие виды страховки существуют?
Наиболее распространенный и востребованный вид страхования - оплата медицинских расходов. Турист покупает страховой полис на определенную сумму покрытия. Самое важное для туриста ознакомиться со страховыми рисками, ограничениями при выплате, а также порядком действия при наступлении страхового случая. Например, если турист посещает Турцию и планирует «ленивый» отдых с ребенком, то страховка должна покрывать медицинские расходы на лечение инфекций, простуды, отравления. По данным Ростуризма 66% страховых случаев приходится на эти заболевания.
При активном виде отдыха необходимо предусмотреть все риски, связанные с экстремальными видами спорта. Например, переломы, вывихи конечностей. Тогда не лишним будет приобрести страховку от несчастных случаев.
Застраховать можно и риски при отказе от поездки, а также гражданскую ответственность, багаж туриста.
Сколько стоит страховой полис?
Как туристы сражаются в судах за право получения страхового возмещения
При продаже путевки турагенты рекомендуют приобретать страховку от невыезда. При этом оператор будет петь соловьем туристу о выгоде оформления данной страховки. Но при наступлении страхового случая туристам зачастую приходится выбивать деньги через суд.
Например, женщина приобрела тур на Кубу и дополнительно оформила страховку от невыезда. Перед тем как полететь на Остров Свободы, туристка решила пройти УЗИ вен нижних конечностей. К сожалению, результаты оказались неутешительными и вывод врачей – противопоказан авиаперелет на ближайший месяц, предупреждение о риске летального исхода и срочная госпитализация в стационар.
Получив медицинские бумаги, туристка обратилась в турфирму за возвратом оплаченного тура и направила заявление с пакетом документов в страховую компанию. Программа «Отказ от поездки» признавала произошедший случай страховым. Однако страховая компания выплатила только часть суммы, удержав расходы, понесенные турфирмой, а также штраф за отказ от поездки. В суде женщина добилась не только полной оплаты, но и взыскала моральный вред, а также неустойку за просрочку возврата денежных средств (апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2021 г. №33-39594/2021).
Другая путешественница обратилась в суд к страховой компании о взыскании страхового возмещения, расходов по уплате банковской комиссии. Гражданка поехала во Францию погостить у своей дочери. Обязательным условием для оформления визы было заключение договора медицинского страхования.
В течение поездки туристка почувствовала себя плохо и вынуждена была обратиться во Франции в больницу. Но, перед тем, как обратиться за медпомощью, она позвонила по телефону, указанному в страховом полисе и сообщила всю необходимую информацию. Со стороны страховой компании было получено устное согласие на лечение в больнице в одном из городов Франции.
Впоследствии после госпитализации женщина неоднократно связывалась с представителями сервисной компании для «утряски» вопросов с медицинскими документами, подтверждающими оказание медицинских услуг на сумму 1158 евро.
По истечении определенного времени туристка узнала, что страховая компания так и не оплатила расходы на лечение. В ответ на претензию женщины страховая компания предложила ей самостоятельно оплатить медицинские услуги, а по приезде обратиться за возмещением расходов в СК. Однако СК «забыла» о данных обещаниях, отказала туристке по причине отсутствия согласия на госпитализацию.
ПРИЗНАНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Разрешая спор в пользу туристки, судьи проанализировали заключенный договор страхования. Так, в составе страховых рисков значатся медицинские и медико-транспортные расходы. Страховая сумма согласована в размере 30 тысяч евро. Программа страхования предусматривала расходы на лечение, вызванные внезапным заболеванием или несчастным случаем, в т.ч. по стационарному лечению.
Предусмотрительная туристка записала разговор со страховой компанией на одобрение госпитализации и представила аудиозапись в суд. В итоге страховую компанию обязали не только возместить медицинские расходы, но и выплатить штраф в размере 35 тысяч рублей (решение Невьянского городского суда Свердловской области от 21.10.2018 г. №2-894/2018).
Что можно посоветовать туристам в подобных ситуациях?
Как показывает практика, если у отдыхающих туристов наступил страховой случай по договору, а страховая компания не спешит оплачивать расходы - необходимо собирать все подтверждающие медицинские документы, фиксировать все действия с представителями страховой компании. Бывает, что страховщики вводят в заблуждение туристов, заставляя подписывать «выгодные» для них бумаги.
В таких ситуациях нужно сохранять хладнокровие и по приезду на родину написать заявление на возврат денег на лечение, приложив подтверждающие документы.
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ - НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?