Встречная налоговая проверка

Услуги по теме
Налоговые споры
2 000 руб/час

В правоприменительной практике название встречной налоговой проверки получила процедура, в ходе которой должностные лица налогового органа, проводящие налоговую проверку, истребуют у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Проведение встречной налоговой проверки (истребование документов (информации) у третьих лиц) регулируется положениями п.2 ст. 31, ст. 93.1 НК РФ.

Анализ положений ст. 93.1 НК РФ позволяет выделить следующие особенности проведения встречной налоговой проверки:

1) проведение данной проверки является правом (но не обязанностью) должностных лиц налогового органа;

2) в ходе данной проверки могут быть истребованы не только документы, но и информация;

3) документы (информация), истребуемые в ходе проверки, должны касаться деятельности исключительно проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (но не организации, у которой данные документы (информация) истребуются);

4) документы (информация) истребуются в следующих случаях:

  • в ходе проведения налоговой проверки: выездной или камеральной;
  • вне рамок проведения налоговой проверки, в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки;
  • в ходе рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

5) истребование документов (информации) должно исходить исключительно от уполномоченных должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку (иные мероприятия налогового контроля).

При соблюдении вышеназванных условий проверка будет являться правомерной и обоснованной. Однако, на правомерность проведения проверки влияет также соблюдение должностными лицами налогового органа формальной процедуры истребования документов.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Данная процедура состоит из двух этапов:

  • Направление обоснованного поручения в адрес налогового органа, в котором состоит на учете лицо, у которого истребуются указанные документы (информация).
  • Направление требования лицам, которые располагают необходимыми документами (информацией).

Рассмотрим процедуру направления поручения в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются указанные документы (информация). Данное поручение направляет налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля. Важно учесть, что в поручении указывается, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И уже налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) в течение 5 (пяти) дней со дня получения поручения направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично;
  • через представителя;
  • направлены по почте заказным письмом;
  • переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В электронной форме документы предоставляются в случае, если они составлены в по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Налоговый орган не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством России.

Важно учесть, что в данном случае налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ «Непредставление сведений налоговому органу».

В ч.1 данной статьи предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Ответственность за данное правонарушение наступает в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей по ч.2 ст. 129.1 НК РФ.