Как организовать ведение бухгалтерского учета на предприятии? Реально ли отдать на аутсорсинг учет предприятия?
Ведение бухгалтерского учета предприятия – подчас сложный и трудоемкий процесс. Любое предприятие обладает рядом отличительных особенностей своей деятельности, финансового менеджмента. Как правило, на крупных предприятиях разработана система менеджмента бизнеса.
Ведение бухгалтерского учета предприятия
Структура бухгалтерии предприятия распределена по зонам ответственности, по определенным участкам учетного процесса.
Например, структура бухгалтерии одного из предприятий выглядит следующим образом:
-
Отдел учета материалов;
-
Отдел учета основных средств и нематериальных активов;
-
Отдел учета капитальных вложений;
-
Отдел расчетов с покупателями и заказчиками;
-
Отдел учета расчетов с поставщиками;
-
Производственный отдел;
-
Отдел учета готовой продукции и полуфабрикатов;
-
Отчетно-сводный отдел;
-
Финансовый отдел;
-
Отдел учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
-
Отдел учета расчетов с работниками;
-
Отдел внутрихозяйственных расчетов;
-
Отдел внутреннего аудита;
-
Ревизионный отдел.
Внутри отделов могут создаваться бюро. Например, Отдел расчетов с бюджетом может иметь в своем составе несколько бюро: налоговое бюро по расчетам с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС), налоговое бюро по расчетам с бюджетом в части НДС и налога на прибыль, налоговое бюро по расчетам с бюджетом в части прочих налогов.
На крупных предприятиях разрабатываются регламенты по учету отдельных хозяйственных операций, а также прописывается функциональное взаимодействие между отделами.
Какие цели ставятся перед бухгалтерской службой предприятия?
Прежде всего:
-
обеспечение сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в установленные сроки;
-
отсутствие штрафов, пеней по налогам и взносам;
-
отсутствие недоимок по налогам и сборам;
-
выставление первичной учетной документации в сроки и объемах, необходимых для удовлетворения потребностей клиента.
Как организовать бухгалтерский учет на предприятии?
При организации ведения учета на предприятии топ-менеджмент предприятия должен решить следующие вопросы:
-
организация ведения учета (своими силами или силами компании-аутсорсера);
-
разработка системы внутреннего контроля, отвечающая интересам и масштабам предприятия;
-
создание эффективного графика документооборота;
-
программное обеспечение учетных процедур.
При ведении бухучета на предприятии должны соблюдаться требования нормативных документов по бухгалтерскому учету. Общие требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н.
Основные принципы ведения бухгалтерского учета заключаются в следующем:
-
учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации предприятия;
-
учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов предприятия;
-
учет ведется в валюте РФ - в рублях;
-
документирование операций, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык;
-
для ведения бухгалтерского учета на предприятии формируется учетная политика;
-
текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;
-
хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета
А можно ли вообще предприятию не вести бухгалтерский учет? В соответствии с Федеральным законом №402-ФЗ бухгалтерский учет могут не вести находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение компании, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства. Такое послабление возможно в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Реально ли отдать на аутсорсинг учет предприятия?
Как правило, группа крупных компаний отдельно создает так называемые общие центры обслуживания (ОЦО) для того, чтобы освободить предприятия, входящие в группу от работы, не связанной с их основной производственной деятельностью.
Основная цель создания ОЦО – повышение качества отчетности и сокращение сроков ее формирования за счет централизации бухгалтерской функции.
Созданная для этих целей компания работает в формате единого центра обслуживания. В результате группа компаний получает и качественное выполнение вспомогательных функций, и более эффективное распределение экономических ресурсов.
Ведение бухгалтерского и налогового учета, а также подготовка и сдача отчетности предприятий группы компании позволяет:
-
повысить контролируемость и управляемость бизнеса;
-
повысить интеграцию бизнеса;
-
обеспечить единый стандарт обслуживания предприятий.
Если речь идет о малом предприятии с небольшим оборотом, то привлечение сторонней бухгалтерской компании позволит сократить затраты на бухгалтерию, получить более высокое качество учетных процедур, независимость от личных факторов риска (уход работника на больничный, в отпуск по беременности и родами и т.п.).
Кроме того, компания– аутсорсер будет сама взаимодействовать с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами, что избавит предприятие от лишних проблем.