Обязанность бизнеса в ведении бухгалтерского и налогового учета закреплена на законодательном уровне и регулируется ФЗ N 402 «О бухгалтерском учете» и НК РФ. Вне зависимости от сферы деятельности, формы собственности и выбранного режима налогообложения все компании должны выполнять данную обязанность. Послабления действуют только в отношении компаний, которые выбрали УСН. Для них бухучет ведется в упрощенном варианте, а для ИП и вовсе нет необходимости вести его.
Как организовать ведение учета в бухгалтерии
Бухучет должен вестись непрерывно и с установленной периодичностью необходимо формировать отчетность. Начинать ведение учета стоит раньше, чем начнутся первые сделки и продажи. После регистрации компании и получения правоустанавливающей документации можно составлять локальные нормативные акты, которые будут регулировать учет.
Для этого необходимо:
-
Сформировать учетную политику.
-
Разработать формы первичной документации.
-
Утвердить план рабочих счетов.
Создание учетной политики
Учетной политикой является внутриорганизационный документ, который регламентирует принципы ведения бухгалтерского и налогового учета. УП должна быть составлена и утверждена в течение 90 дней с даты госрегистрации компании. В ней прописываются все особенности бухучета в вашем бизнесе.
Как правило, УП создается и применяется последовательно из года в год и не изменяется. Корректировки могут вноситься в связи с открытием нового направления в деятельности компании или при изменении законодательных норм.
Стоит отметить, что часто УП необходима при прохождении инспекционных проверок.
В учетной политике прописываются:
-
выбранный метод ведения бухгалтерского учета и ответственные лица;
-
форма ведения бухучета;
-
разработанные планы счетов;
-
классификация доходов и расходов;
-
утвержденные формы первичных документов;
-
методики переоценки ОС;
-
порядок оценки МПЗ;
-
утвержденный график документооборота;
-
методики для отдельных операций.
Политика должна быть утверждена руководителем соответствующим приказом.
Первичная документация и рабочий план счетов
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны быть отражены в первичных документах. Их форма унифицирована, однако, компании могут разрабатывать их по-своему усмотрению. Самое важное, что они должны быть внесены в УП.
Также в УП утверждается план счетов и регистры бухучета. Формы планов счетов утверждены Минфином, поэтому компании могут выбрать для себя подходящие и применять их.Кто будет вести бухгалтерский учет с нуля
Законом не запрещено заниматься бухгалтерией самостоятельно, но на практике это влечет за собой большие риски. Так как необходимо обладать большим объемом знаний и практических навыков, новичок в этом направлении может допустить ошибки, которые повлекут за собой штрафы от государственных органов.
Поэтому чаще компании выбирают иные методы. Это могут быть:
-
Найм специалиста в штат. Для небольшого бизнеса этот вариант достаточно невыгодный. Руководителю нужно помимо заработной платы отчислять налоги за сотрудника и взносы в страховые фонды, обеспечить его программным обеспечением и оборудовать рабочее место. Причем во избежание ошибок в построении и ведении бухгалтерского учета с нуля нужно выбрать именно бухгалтера с опытом, а такой сотрудник может обойтись недешево.
-
Найм приходящего или удаленного бухгалтера. Такой способ может быть достаточно рискованным. Это обусловлено отсутствием ответственности такого специалиста за допущенные ошибки. Вдобавок ко всему, в любой момент такой специалист может заболеть или попросту уволиться.
-
Сотрудничество с аутсорсинговой компанией. Для большинства игроков бизнеса это наиболее подходящий вариант и по качеству предоставляемых услуг, и по стоимости. При этом над рабочими задачами будут работать не один бухгалтер, а команда специалистов. Наиболее важное преимущество такого варианта – это то, что аутсорсинговая компания в соответствии с договором несет материальную ответственность за профессиональные действия своих специалистов, которые могут обернуться ошибками.
Передать бухгалтерские функции можно как комплексно, так и частично (ведение учета, расчет заработной платы сотрудников и другие). Некоторые компании оставляют за собой рутинные задачи, а обязанности главного бухгалтера при этом выполняют аутсорсеры. То же самое можно сделать и наоборот.
Услуга постановки бухгалтерского учета
Аутсорсинговые компании предлагают также услугу постановки бухгалтерского учета.
Такой способ помогает выстроить качественный и эффективный учет. При этом:
-
проводится анализ деятельности компании и специфики бизнеса;
-
выбирается система налогообложения, что позволяет подобрать оптимальную налоговую нагрузку законными методами;
-
подбирается подходящий метод ведения бухгалтерского и налогового учета;
-
составляются внутренние правила и график документооборота;
-
формируется учетная политика, разрабатываются планы рабочих счетов, создаются формы первичной документации.
Данным методом пользуются компании, которые заинтересованы в качественном создании системы вне зависимости от того, кто будет в дальнейшем заниматься бухгалтерией.
Подводя итоги, стоит отметить, что при необходимости всегда можно обратиться к профессионалам, которые помогут создать основу для ведения учета. Компания «РосКо» готова оказать услуги по постановке бухгалтерского учета, разработке учетной политики и иным услугам, которые позволят создать эффективную и надежную платформу для отражения хозяйственных операций в вашей компании.