Для успешного оспаривания решения налоговиков, бизнесменам важно не пропустить сроки обжалования, составить грамотно исковое заявление в суд и собрать необходимую доказательственную базу.
Виды жалоб
По спорам, связанным с камеральными и выездными налоговыми проверками, действует обязательный досудебный порядок обжалования (п.2 ст.138 НК, Постановление Пленума ВС от 22.06.2021 г. №18).Для того чтобы не запутаться в сроках обжалования, бизнесменам следует знать виды жалоб. Апелляционная жалоба подается на еще не вступившие в силу решения налоговиков о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, а «обычная» жалоба — уже на вступившее решение налоговиков, которое ранее не было обжаловано в апелляционном порядке.
Сроки подачи жалобы на решение налоговиков
Апелляционная жалоба подается не позднее одного месяца с даты, когда бизнесмену вручили не вступившее в силу решение налоговиков (п.9 ст.101, п.2 ст.139.1 НК). Важно не упустить сроки подачи этой жалобы, ведь она приостанавливает вступление в силу решения налоговиков по камеральной или выездной проверке.
Важно!
Если компанией уже пропущен срок апелляционной жалобы, то подается «обычная» жалоба в срок не позднее 1 года с даты вынесения решения налоговиков. Например, налоговики вынесли решение 22.09.2025 г. Последним днем подачи «обычной» жалобы будет 22.09.2026 г.
Пропущенный по уважительной причине срок направления жалобы можно восстановить. Для этого подается ходатайство налоговикам. Перечень уважительных причин не содержится ни в одном нормативном документе, поэтому налоговики оценивают их индивидуально. Например, сокрытие главным бухгалтером факта получения решения ИФНС было признано уважительной причиной (постановление 18 ААС от 30.05.2019 г. №А34-15256/2018).
Как посчитать дату для подачи апелляционной жалобы
Точкой отсчета срока является:
- дата непосредственного вручения решения по проверке бизнесменам;
- дата отправки квитанции о приеме документа от налоговиков, если решение по проверке отправлено по ТКС;
- следующий день за днем размещения решения налоговиков в личном кабинете налогоплательщика;
- начиная с 6 рабочего дня, который следует за днем отправки решения налоговиков по почте.
Куда подать жалобу и каким способом
Жалоба адресуется вышестоящему налоговому органу, но подается через налоговую инспекцию, чьи решения обжалуются (п.1 ст.139 НК).Направить жалобу можно:
- лично через канцелярию налоговой инспекции;
- по почте;
- по ТКС.
Если есть претензии к расчету недоимки, то лучше приложить расчет компании с комментариями отклонений.
Сроки рассмотрения жалоб налоговиками
Налоговики должны отреагировать на жалобу в течение 1 месяца со дня ее получения (п.6 ст.140 НК). Время рассмотрения жалобы может быть продлено, но не более чем на один месяц. О продлении вынесения решения налоговики должны сообщить компании в течение 3 дней с даты его принятия. Решение подписывается должностным лицом вышестоящей налоговой инспекции.Таким образом, максимальный срок принятия решения как по апелляционной жалобе, так и по «обычной» жалобе составляет 2 месяца с даты получения жалобы. С 1 января 2025 года некоторые жалобы могут рассматриваться в упрощенном порядке - срок ответа налоговиков всего 7 рабочих дней. Однако в упрощенном порядке нельзя подать жалобы на решения о привлечении к ответственности по результатам выездных, камеральных проверок.
«Облегченный» порядок не применяется к обжалованию иных мероприятий налогового контроля, а также по спорам, которые связаны с регистрацией компаний и ИП (ст.101 и ст.101.4 НК).
В какой срок и в каком суде оспаривать решение налоговиков
Если жалоба налогоплательщика не удовлетворена, то у него есть 3 месяца для подачи иска в суд с даты вынесения решения вышестоящих налоговиков об отказе (ст.198 АПК). Если налоговики не выдержали сроки ответа на жалобу бизнесмена, то он вправе обратиться в суд, не дожидаясь их решения (п.3 ст.138 НК).Исковое заявление нужно направить в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа (п. 4 ст. 138 НК). Судом может быть восстановлен срок подачи иска, если имеются уважительные причины.
Отсутствие юриста в штате или невозможность участия «собственного» специалиста суд сочтет неуважительными причинами (п.15 постановления Пленума ВС от 30.06.2020 г. №12).
В том случае, если компанию не устроит решение суда, то она может обжаловать его в вышестоящих судебных инстанциях. Важно знать, что обращаться повторно в арбитражный суд для оспаривания одного и того же решения налоговиков, нельзя (п.2 ч.1 ст.150 АПК).
Какие документы нужно приложить к иску
К иску прикладываются:
- копия оспариваемого решения налоговиков;
- копия решения вышестоящих налоговиков — этот документ доказывает соблюдение досудебной процедуры обжалования, иначе исковое заявление вернут (п.7 ч.1 ст.126, ч.2 ст.199 АПК).
- ходатайство бизнесмена о приостановлении действия оспариваемого решения налоговиков (ч. 3 ст.199 АПК);
- доказательная база - документы, которые подтверждают изложенные доводы в иске и аргументы налогоплательщика.
Для удобства судей нужно сделать реестр документов и заранее выстроить логическую цепочку – каждый довод желательно документально подтвердить.
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копии почтовых квитанций, уведомление о вручении заказного письма, отметка налоговиков в принятии на самих документах – это подтверждает получение налоговиками копии иска и приложений к нему;
- квитанция об уплате госпошлины.
Вывод
Подведем итоги. Перед подачей иска в суд налогоплательщик должен направить жалобу в вышестоящий налоговый орган. После вынесения решения налоговиков об отказе в привлечении к ответственности - подать заявление в суд и собрать нужные документы.