УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Услуги по теме
Аудиторская проверка
от 70 000 руб.
Обсуждаем Законопроект о внесении изменений в КоАП РФ

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 КоАП РФ» (далее – Законопроект) подготовлен в целях совершенствования административного законодательства в части ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Указанный Законопроект разработан Минфином России и предусматривает увеличение штрафов за грубое нарушение установленных законодательством РФ требований к бухгалтерскому учету, а также дополнит состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Цель законопроекта

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, его целью является предотвращение нарушения требований к бухгалтерскому учету, обеспечение качества формируемой в бухгалтерском учете информации, которая используется широким кругом пользователей для различных целей.

Продекларированная Минфином России цель Законопроекта не может быть реализована без ужесточения наказания за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на ужесточение мер, по мнению Минфина России, реализация Законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что Законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции ст. 15.11 КоАП РФ в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточненной налоговой декларации и исправления в установленном порядке ошибки в бухгалтерском учете.

Размер штрафов

На сегодняшний день штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов стоит должностному лицу, как правило, 2000 руб. (минимальная планка значений, максимальная – 3000 руб.), о чем свидетельствуют решения по делам об административных правонарушениях (см. таблицу).

Примеры практики – судебные решения по ст. 15.11 КоАП РФ

Реквизиты дела

Суть искажений

Вердикт суда и размер штрафа

Решение по делу № 5-471/15 от 11.09.15 г.

Судебный участок № 6 по Кировскому району г. Уфы

Организация в установленный 180-дневный срок и на дату акта выездной налоговой проверки не представила документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0%. В связи с этим на 181 календарный день со дня отгрузки товара организация обязана исчислить соответствующую сумму НДС к уплате в бюджет. Неполная уплата НДС в бюджет составила за III квартал 2013 г. в сумме 2 717 325 руб. Данные нарушения привели к искажению сумм начисленных налогов на 87,59%

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 5-217/2015 от 1.09.15 г.

Судебный участок мирового судьи № 31 Юргамышского района Курганской области

Организацией допущено занижение суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения более чем на 10%, поскольку сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 г. составила 586 834 руб. 00 коп., по данным налогового органа, сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 г. составила 796 719 руб. 00 коп. (796 719,00/586 834,00х100%=135%)

Управляющего освободить от административной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности

Решение по делу № 5-316/2015 от 12.08.15 г.

Судебный участок № 1 Каменского района Ростовской области

Организация занизила ставку добытого полезного ископаемого за июль 2014 г. на 0,9%, что привело к доначислению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за апрель 2014 г., на сумму 22 687 руб., что составляет 39% от общей суммы налога

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 12-1806/2015 от 30.07.15 г.

Вахитовский районный суд г. Казани

Организацией была искажена строка 010 «Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» баланса 2013 г. (форма 0503730а) более чем на 10% в сумме 852,6 тыс. руб., в результате неотражения полученного по договорам безвозмездного пользования имуществом на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»

Руководителя признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Решение по делу № 5-9-169/2015 от 20.07.15 г.

Судебный участок № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области

В нарушение ст. 6,9,10 Федерального закона № 402-ФЗ по строке 010 забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» не показана стоимость земельного участка, что привело к искажению данных «Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» к «Балансу государственного (муниципального) учреждения» (форма 0503730) по состоянию на 1.01.2014 г. и 1.01.2015 г. в сумме 116 995 922 руб., что является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, повлекшее за собой искажение отчетности по указанной строке баланса на 100%

Директора признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Представители финансового ведомства отметили, что предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ административное наказание не является эффективным, поскольку установленные санкции на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. несоразмерны с уроном, который может быть нанесен пользователям недостоверных данных бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, в пояснительной записке к Законопроекту Минфин России подчеркнул, что незначительная разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций, отсутствие санкций за повторное совершение административного правонарушения не позволяют индивидуализировать административную ответственность и учесть характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. 

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафных санкций (которые не пересматривались с начала действия ст. 15.11 КоАП РФ, т.е. с 1.07.2002 г.), предусмотрев их в пределах от 5000 до 10 000 руб. Эти суммы определены на основании установленных ст. 15.11 КоАП РФ штрафных санкций, пересчитанных с учетом инфляции за период с 2002 по 2014 г. За повторное совершение административного правонарушения установлены меры административного наказания в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Следует отметить, что в представленных решениях по административным делам директора (руководителя) как должностное лицо организации признавали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Обстоятельства того, что в штате сотрудников имеется бухгалтер, на которого возложена соответствующая обязанность, не исключает вины руководителя организации, и не снимает обязанности по контролю за ведением бухгалтерского учета, своевременном представлении полной и достоверной бухгалтерской отчетности (решение Вахитовского районного суда г. Казани от 30.07.15 г. по делу № 12-1806/2015 ).

Обновленный состав административного правонарушения

Действующая на сегодняшний день редакция ст. 15.11 КоАП РФ содержит, по мнению Минфина России, ограниченный состав административного правонарушения, а именно:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Законопроект предусматривает дополнение состава административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;

  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

При этом понятие мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета содержится в Федеральном законе от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Кроме того, ст. 15.11 КоАП РФ устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ (в отношении тех документов, между отсутствием которых и искажением показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности существует прямая связь).

Срок давности привлечения к административной ответственности

Давность привлечения к административной ответственности регламентируется ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.05 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действия или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, административная ответственность в отношении должностного лица не наступит, если истек годичный срок давности привлечения к ней.

ПРИМЕР

Организацией были более чем на 10% искажены суммы начисленных налога на прибыль организаций за 2013 г., а также НДС за 2013 г.

Данное административное правонарушение, выразившееся в искажении, не является длящимся, и срок давности по нему в соответствии с положениями части 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинает течь с момента его совершения.

НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, налог на прибыль организаций уплачивается в порядке ст. 287 НК РФ по истечении налогового периода не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Совершение правонарушения начинается со дня истечения сроков уплаты налогов и подачи деклараций за 2013 г., т.е. с 21 января 2014 г. – по НДС и с 29 марта 2014 г. – по налогу на прибыль. Соответственно годичный срок давности привлечения директора к административной ответственности истек 29 марта 2015 г.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении директора по ст. 15.11 КоАП РФ составлен должностным лицом 12 августа 2015 г., т.е. по истечении срока давности. 

НУЛЕВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 4 ФСС

На основании п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (постановление Судебного участка № 22 Лебяжского района Кировской области по делу об административном правонарушении от 1.09.15 г. № 5-187/2015).

Законопроект вносит изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.

Отметим, что должностные лица по-прежнему будут освобождены от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пп. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;

  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности 24 сентября 2015 г. уже одобрила законопроект для рассмотрения на заседании кабинета министров.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА № 36, 8 октября 2015 года