Ужесточение наказания за мелкое взяточничество

Мелкое взяточничество (МВ) — одно из основных проявлений бытовой коррупции. Оно негативно влияет на все сферы жизни отдельных индивидуумов и общества в целом. Неспроста в Госдуме зарегистрировали законопроект об изменении статьи Уголовного кодекса РФ о МВ.

Насколько общественно опасно мелкое взяточничество?

МВ подразумевает получение или дачу взятки (как лично, так и через посредника) на сумму до 10 000 рублей. Общественная опасность МВ интегративна и проявляется не столько в нарушении общественного отношения в рамках принципа публично-правовой оплаты труда должностных лиц, сколько в причинении опасных последствий для общества. К таким последствиям, в частности, можно отнести:

  • препятствия для нормального функционирования муниципальных органов и государственных структур;

  • подрыв авторитета должностных лиц на разных уровнях власти;

  • стимулирование коррупции, которая негативно влияет на все сферы общественной жизни;

  • создание предпосылок для совершения других преступлений.

Федеральным законом №324-ФЗ от 3 июля 2016 года был дополнен Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13 июня 1996 года (УК РФ). Введена ответственность за мелкое взяточничество — ст. 291.2 УК РФ.

Как отметил В. Н. Борков, «в преступлениях должностных лиц нарушение долга службы всегда выражается в причинении вреда интересам личности и общества». Эффективное функционирование государства возможно тогда, когда должностные лица действуют в рамках общественных интересов, целей и задач, а не из собственных корыстных мотивов. Беря взятку даже в малом размере, должностное лицо потакает интересам взяткодателей и запускает негативную цепочку событий. Единичные нарушения становятся систематическими, перерастая в коррупционные схемы.
ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация

Механизм взяточничества тормозит развитие во всех сферах (правосудие, воинская служба, образование, здравоохранение, политика и так далее), нарушает права и интересы отдельных граждан и домохозяйств. Принципиальна не столько сумма взятки, сколько общественная опасность деяния.

Степень общественной опасности (далее — ОО) мелкого взяточничества можно определить по:

  • размеру взятки — до 10 000 рублей;

  • совершения преступления одним человеком или группой лиц;

  • количеству нарушений;

  • наличия факта вымогательства.

Характер ОО деяния определяет законодатель с учетом смягчающих и отягощающих обстоятельств по ст. ст. 61 и 63 УК РФ.

Взяточничество посягает на основы государственной власти и деформирует правосознание граждан. А еще коррупционные преступления затрудняют экономическое развитие страны.

Именно поэтому в законодательстве РФ нет нижнего предела размера взятки. Даже мелкое, «бытовое» взяточничество — преступное и общественно опасное деяние, которое нужно пресекать на всех уровнях.

Сразу стоит разграничить термины «подарок» и «взятка». Подарок не предусматривает связь получаемых имущественных благ с должностным положением одариваемого и не сопряжена с незаконными действиями, как то:

  • злоупотребление должностными полномочиями;

  • служебный подлог;

  • хищение.

«Взятка» — материальные ценности, принимаемые должностным лицом за действия или бездействие в интересах взяткодателя. Такие действия недопустимы в силу законодательного ограничения и(или) служебного положения.

Уголовно-правовой запрет взяток обладает двойной превенцией, предупреждая преступные деяния, связанные со служебным (должностным) положением лиц.

В каких сферах наиболее распространено мелкое взяточничество?

Самыми распространенными сферами МВ являются:

  • органы внутренних дел и другие органы, отвечающие за общественный порядок и безопасность — 29%;

  • образование — 27%;

  • здравоохранение — 26%.

В Генпрокуратуре в 2021 году назвали профессии, в которых зафиксировано самое большое количество фактов получения мелких взяток. В антирейтинг попали полицейские, работники уголовно-исправительной системы (ФСИН) и педагоги.

Граждане дают взятки полицейским, чтобы уйти от ответственности за правонарушения, работникам ФСИН — за пронос запрещенных предметов или привилегированное положение в тюрьме, преподавателям — за оценки на экзаменах.

Согласно статистике Верховного суда, в 2021 году количество осужденных по делам о мелких взятках до 10 000 рублей увеличилось на 40%.
НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях

Насколько актуально ужесточение наказания за получение мелкой взятки?

Инициаторы законопроекта № 411567-8, размещенного на сайте СОЗД, предложили:

  • увеличить срок лишения свободы за получение взятки должностным лицом с одного года до двух лет;

  • ввести в УК РФ наказание за получение взятки группой лиц по предварительному сговору, за незаконное действие или бездействие, связанное с вымогательством взятки — штраф до 500 000 рублей или лишение свободы до 3-х лет;

  • предусмотреть наказание за дачу мелкой взятки — за незаконное действие или бездействие, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой — штраф до 1 000 000 рублей или лишение свободы до 3-х лет.

Законопроект расширяет ст. 291.2 УК РФ и устанавливает более жесткое наказание по первой части.

Выделение мелкого взяточничества в отдельный состав преступления в 2016 году и введение новых видов наказаний за получение или дачу мелкой взятки группой лиц или организованной группой по предварительному сговору, за заведомо незаконное действие или бездействие, сопряженное с вымогательством взятки, — важные шаги на пути реализации действенных подходов к противодействию этому негативному общественному явлению.

Систематические мелкие поборы, которые осуществляют должностные лица с граждан, представляют большую опасность, чем единичные факты дачи мелких взяток. Они создают у недобросовестных чиновников ощущение вседозволенности и открывают путь к многократным нарушениям. Единичные преступления постепенно перерастают в «криминальный бизнес» во всех сферах: от ЖКХ до вузов. Суммарный объем мелких взяток сопоставим со взятками в особо крупных размерах.

ПРОДАЖА «ПУШКИНСКИХ КАРТ»: ЗАКОННО ЛИ?