Транспортный налог установлен главой 28 Налогового Кодекса РФ и является региональным налогом, то есть вводится в действие законами субъектов РФ о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 НК РФ).
Уплата транспортного налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения автотранспортных средств в целях НК РФ признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство.
Срок уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, определенного п. 3 ст. 363.1 НК РФ для предоставления налоговой декларации по транспортному налогу, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются по месту нахождения транспортных средств.
Что касается физических лиц, то федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ (далее - Закон N 334-ФЗ) в п. 1 ст. 363 НК РФ были внесены изменения и с 01 января 2015 года транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Транспортный налог за 2013 год уплачивается в прежние сроки до 1 ноября 2014 года
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляется налоговым органом с указанием суммы налога, подлежащей уплате, объектом налогообложения, налоговой базой, а также сроком уплаты налога. Такое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока платежа и может быть вручено лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям производится в порядке, предусмотренном для регистрации транспортных средств за физическими лицами. Следовательно, для целей исчисления транспортного налога к индивидуальному предпринимателю могут быть применены только те положения, которые имеют отношение к физическим лицам, несмотря на то, что транспортные средства используются им в предпринимательской деятельности (п. 12 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001).
Если законами субъекта предусмотрены какие-то льготы по налогу, налогоплательщик имеет право воспользоваться ими, обратившись в налоговой орган и предоставив документы, подтверждающие право на льготу (письмо ФНС России от 14.06.2012 N БС-3-11/2085@).
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков - физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них неучтенных транспортных средств в том случае, если налоговое уведомление не было получено. Для этого сообщение (с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств) представляется в налоговый орган однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2017 года неисполнение указанной обязанности будет грозить штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
На территории г. Москвы транспортный налог установлен законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 33). Налоговые ставки одинаковы и для юридических и для физических лиц. Согласно указанному закону, налог исчисляется без учета количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Однако с 01 января 2014 года произошло повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств, в частности была установлена норма, при которой сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. руб. (письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-06-02/37365).
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для расчета транспортного налога определяется Министерством промышленности и торговли РФ (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 февраля 2014 г. N 316"Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации"). За основу берется определенная базовая версия машины. Предусмотрены 2 формулы расчета. Первая - для случаев, когда производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории России. Средняя стоимость автомобилей определяется исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Рекомендованные розничные цены ежегодно запрашиваются Минпромторгом России у производителей в отношении машин, цена на которые превышает 3 млн руб. Данные должны быть представлены производителями не позже 1 июля и 1 декабря. Средняя стоимость автомобилей определяется путем сложения рекомендованных цен по состоянию на 1 июля и 1 декабря и деления полученной суммы на 2.
В ее основе - розничные цены на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанные в российских каталогах (к максимальной цене прибавляется минимальная и делится на 2).
Дополнительно могут использоваться данные из каталогов иностранных издательств. В этом случае средняя стоимость умножается на коэффициент приведения каталожной цены машины в рублевый эквивалент согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Также прибавляется сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль. Такой подход следует применять при расчете средней стоимости автомобилей старше 5 лет.Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Всего в данном перечне на сегодняшний день включены 187 автомобилей. Например, включены 21 модель Porsche, 12 моделей Maserati, ряд моделей Aston Martin, Bentley, BMW и другие.
Размеры повышающих коэффициентов установлены п.2 ст. 362 НК РФ и составляют:
-
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
-
1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
-
1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
-
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
-
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
-
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с го
да выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Приведем пример расчета с учетом повышающего коэффициента:
Организация имеет в собственности легковой автомобиль, приобретенный и зарегистрированный в г. Москве 01 июня, с мощностью двигателя 510 л.с. Ставка транспортного налога для данного транспортного средства установлена статьей 2 Закона N 33 в размере 150 руб./л. с. Авансовые платежи по транспортному налогу Законом N 33 не предусмотрены.
Транспортный налог за налоговый период составит:
510 л. с. х 150 руб./л.с.=76 500 руб.
В данном случае льгот нет, так как согласно п.5 ст. 4 Закона № 33, льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с.
Стоимость автомобиля составляет 6 200 000 рублей, с года выпуска прошло не более 5 лет, следовательно применяется повышающий коэффициент 2.
С учетом изложенного расчет суммы такой: ((510 л.с. х 150 руб) х 2) х 7/12 = 89 250 рублей.
От уплаты транспортного налога за одно зарегистрированное на них ТС в городе Москве освобождаются:
-
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
-
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
-
ветераны и инвалиды боевых действий;
-
инвалиды I и II групп;
-
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
-
один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
-
владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с.;
-
один из родителей (усыновителей) в многодетной семье;
-
"чернобыльцы" и ряд других категорий лиц, пострадавших от воздействия радиации;
-
один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
На водные и воздушные ТС, снегоходы и мотосани льготы не распространяются.
В заключение отметим
Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления по форме ПД — 4 (налог) (Письмо Федеральной налоговой службы и ОАО "Сбербанк России" от 11 декабря 2013 г. N ЗН-4-1/22325@/12/677).
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, организация налогоплательщиком не признается, и представлять декларации по транспортному налогу не должна (ст. 358 НК РФ).
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.