Решение практических ситуаций
Алгоритм расчета земельного налога в ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков решением суда приравнена к его рыночной стоимости (т.е. значительно уменьшена), на законодательном уровне до последнего времени не был установлен. Ситуация изменилась лишь в 2015 г., благодаря поправкам в п. 1 ст. 291 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 4.10.14 г. №284-ФЗ. Однако на сегодняшний день не утихают налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды.
Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды
Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.
В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.
В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.
Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.
То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.
При этом налогоплательщики руководствовались многочисленными разъяснениями Минфина России (письма от 19.12.12 г. № 03-05-05-02/123, от 18.12.12 г. № 03-05-04-02/105, от 30.10.12 г. № 03-05-05-02/110, от 20.09.12 г. № 03-05-05-02/97, от 28.03.12 г. № 03-05-04-02/27, от 10.03.11 г. № 03-05-04-02/20).
НАПРИМЕР
Если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.
Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).
Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14. Это прослеживается и в судебных решениях постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.15 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.15 г. № А57-20559/2014.
Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).
Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.
ПРИМЕР 1
Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.
Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.
Методика расчета земельного налога налогоплательщиком
Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.
Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:
за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):
681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;
36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;
за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):
105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;
15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.
Методика расчета земельного налога налоговыми органами
При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:
681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;
36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).
Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.
Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.
И только в суде была одержана победа.
Вердикт суда (решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, земельное законодательство РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами – в судебном порядке.
Высший арбитражный суд в постановлении от 28.06.11 г. №913/11 указал, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из приведенной правовой позиции с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в силу этого судебного акта.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).
Пунктом 7 ст. 396 определено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Таким образом, судьями был полностью поддержан расчет налогоплательщика исходя из применяемых коэффициентов к расчету земельного налога в зависимости от даты вступления решения суда в силу.
Следует отметить, что по схожим делам уже выносились решения в пользу налогоплательщиков в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.14 г. № Ф04-4745/14, ФАС Уральского округа от 8.07.14 г. № Ф09-3454/14.
Налогообложение измененной кадастровой стоимости в 2015 г.
В 2015 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости по земельным участкам.
Для ситуаций, когда по решению комиссии или суда меняется кадастровая стоимость, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 ст. 24.20 Закона №135-ФЗ).
Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).
ПЕРИОД ИСПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОШИБОК
И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).
ПРИМЕР 2
Налогоплательщик в апреле 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.
Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 г.
В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного налога за 2015 г., т.е. начиная с 1 января 2015 г.
В этом случае дата вступления в силу решения суда не имеет принципиального значения, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Это означает возможность ретроспективного (т.е. задним числом) пересчета земельного налога.
Таким образом, в отношении сегодняшнего дня споров о том, с какого времени можно осуществить перерасчет базы по земельному налогу, быть не должно.
Вместе с тем, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ вступила в силу с 1 января 2015 г., остается в зоне налогового риска ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22.07.2014 г. и заявили ретроспективный пересчет земельного налога за 2014 г.
Как будет складываться арбитражная практика в подобных случаях, покажет время.
Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Компания «РосКо – Консалтинг и аудит». Финансовая Газета, №16 (1204), 30.04.2015 г.