28 июня 2014 года был принят Федеральный закон N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), который вступает силу с 01 января 2015 года и вносит изменения в целый ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию:
- Федеральный закон от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- Федеральный закон от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ);
- Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.06 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- Федеральный закон от 24.07.09 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Цель принятия Закона № 188-ФЗ - усовершенствовать правовое регулирование исчисления и уплаты страховых взносов и процедуры их администрирования.
Рассмотрим изменения, внесенные в Закон № 212-ФЗ, поскольку самые существенные изменения внесены именно в него.
Документ | Изменения |
ФЗ от 24.07.09 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" | пп. "д"п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ изложен в новой редакции, приближенной к положениям п. 3 ст. 217 НК РФ. Измененная редакция устанавливает, в частности, аналогичные ограничения в части освобождения от обложения страховыми взносами компенсационных выплат и выходных пособий при увольнении. |
На сегодняшний день все виды компенсационных выплат, относящиеся к увольнению работника, не облагаются страховыми взносами если 1) они установлены законодательством РФ; 2) компенсации не облагаются взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (пп.2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ) за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников, прямо поименованные как подлежащие обложению страховыми взносами (пп. «д» п.2 ч.1 ст. 9 Закона № 112-ФЗ).
С 01 января 2015 года в список облагаемых страховыми взносами компенсаций при увольнении будут добавлены следующие выплаты (подп. "а" п. 1 ст. 5, ст. 6 данного Закона):
- выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Остальные суммы, связанные с увольнением, взносами по-прежнему не облагаются.
Таким образом, с указанной даты в Законе N 212-ФЗ будут закреплены размеры компенсаций при увольнении, на сумму превышения которых необходимо будет начислять страховые взносы.
Соответствующие изменения внесены в подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Документ | Изменения |
п.7 ч.1 ст. 9 ФЗ Закона № 212-ФЗ | В соответствии с внесенными изменениями не будет облагаться страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. Аналогичная норма действует в отношении стоимости провоза багажа весом до 30 кг (п.7 ч.1 ст.9 Закона № 112-ФЗ). |
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно один раз в два года.
Размер, условия и порядок компенсации этих расходов для лиц, работающих в государственных (бюджетных) компаниях устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти, для работающих в коммерческих (негосударственных) организациях - локальными нормативными актами самой организации (ст. 325 ТК РФ).
Документ | Изменения |
п. 7 ст. 15 Закон № 212-ФЗ | Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках (пп. а п. 3 ст 5 Закона № 188-ФЗ). |
В настоящее время сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (строка 130 формы РСВ-1 ПФР).
Документ | Изменения |
пп.11 п.1 ст. 29 Закон № 212-ФЗ | Закон № 212-ФЗ дополнен статьями 18.1-18.5 регулирующими порядок действий при необходимости получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов |
Действующий Закон № 212-ФЗ содержит норму о праве фондов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, но не раскрывают весь механизм предоставления такой «льготы». Новые статьи 18.1-18.5 подробным образом определяют общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки), определяют обстоятельства, исключающие предоставление изменение срока уплаты страховых взносов, а также прекращение действия предоставленной отсрочки (рассрочки).
Документ | Изменения |
п. 11 ст. 35 Закон № 112-ФЗ |
Статья 11 Закона № 112-ФЗ дополнена частями 24-27, устанавливающими возможность повторного проведения проверок (пп. е п. 19 ст. 5 Закон№ 188-ФЗ) При наличии оснований срок проведения выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев (пп. б, в п.19 ст. 5 Закона № 188-ФЗ) |
В действующей редакции предусмотрено, что выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев без возможности продления срока проведения, в отличие от налоговых проверок. Новая редакции закона предусматривает увеличение срока проведения проверки до 4 или 6 месяцев, при наличии определенных оснований, например при наличии нескольких обособленных подразделений, а именно 4 и более/10 и более, срок проведения проверки может быть увеличен до 4 и 6 месяцев соответственно.
Также с 2015 года закон будет дополнен понятием «повторная выездная проверка». Перечень оснований для ее назначения является закрытым:
- в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
- представление плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного.
Документ | Изменения |
п. 10 ст. 15 Закон № 112-ФЗ | Сокращена среднесписочная численность работников, определяемая для подачи отчетов в форме электронных документов (пп. в, п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ) |
Сейчас требование о подаче расчетов в электронной форме распространяется на работодателей, среднесписочная численность работников, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, все остальные работодатели такой обязанности не имеют. Нововведения Закона № 188-ФЗ снижают среднесписочную численность до 25 человек.
Документ | Изменения |
п. 3 ст. 25 Закон № 112-ФЗ | Уточнено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (п.2 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). |
Документ | Изменения |
пп. 15 п. 1 ст 9 Закон № 112-ФЗ | Исключено положение о том, что взносами облагаются выплаты временно пребывающим иностранцам только по тем договорам, которые заключены бессрочно или на срок не менее 6 месяцев (п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ). |
На сегодняшний день пенсионными взносами облагаются выплаты временно пребывающим иностранцам, работающим по трудовым или гражданско-правовым договорам, заключенным на неопределенный срок или срок не менее 6 месяцев в течение года. С 01 января 2015 года страховыми взносами будут облагаться все выплаты вне зависимости от продолжительности трудового договора.
Документ | Изменения |
п. 2 ст 9 Закон № 112-ФЗ | Исключено положение о том, что освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ суммы расходов по найму жилого помещения, если документы не представлены (пп.б п.1 ст.5 Закона № 188-ФЗ). |
Таким образом, с 01 января 2015 года в том случае, если работодатель возмещает расходы по проживанию при утере (отсутствии) документов, даже если эти суммы находятся в пределах сумм, определенных локальными нормативными актами, то он должен начислить страховые взносы.